Пути развития полиса


Вопросы сравнения Афины Спарта
Географическое положение    
Хозяйственная деятельность    
Органы управления    
Роль народного собрания    
Особенности рабовладения    

Рост экономического значения и прибыльности среди­земноморской торговли привел к началу борьбы за гос­подство над побережьем Средиземного моря. Она про­должалась с V до II века до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.

Греко-персидские войны

Первую попытку установления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. Она захватила греческие города в Малой Азии, обложила их данью и разместила там свои гарнизоны. Стремясь подчинить своей власти причерноморские греческие поселения, Дарий начал поход на север. Его войска пере­правились через Босфор и Дарданеллы, пересекли Дунай, Днестр и

Греко-персидские войны. V в. до н.э.

достигли низовьев Днепра. Однако здесь армия «царя царей» столк­нулась с воинственными племенами обитателей причерноморских степей — скифов, которые нанесли ей поражение.

Воспользовавшись неудачей персов, города Малой Азии в 500 г. до н.э. отказались признавать их власть. Однако в начавшейся войне они получили лишь незначительную помощь от полисов Греции и были разгромлены. Вслед за этим Дарий потребовал повиновения от городов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данниками Дария, не видя возможности защититься. Однако два крупнейших полиса — Афины, располагавшие сильным флотом, и Спарта, обладавшая мощной армией, решили сопротивляться. В со­зданный ими союз вошел 31 полис.

Первая попытка вторжения была предпринята в 492 г. до н.э. Буря помешала персидскому флоту достичь берегов Греции. В 490 г. до н.э. персидские войска высадились на Марафонской равнине севернее Афин и были разгромлены. В 480 г. до н.э. на­чался новый поход. Его возглавил преемник Дария царь Ксеркс.

Современники были потрясены размером армии, которую Ксеркс набрал в персидских сатрапиях, называя цифры от 5 до 1,5 млн. человек. В действительности силы персов не могли пре­вышать 150 тыс. человек, и то, по меркам Древнего мира, это было невероятно много.

Путь персидской армии к Афинам в Фермопильском ущелье преградили спартанцы. Чтобы предотвратить уничтожение ос­новных сил армии Спарты, царь Леонид приказал им отступить, а сам с 300 воинами, которые все пали в этой битве, дал бой персам и задержал их наступление на Афины. Тем временем афинский полководец Фемистокл вывез морем все население Афин на прилегающие острова. Персы заняли город, однако их флот, вошедший в узкий залив Саламин, где тяжелые корабли персов не могли маневрировать, был атакован более легкими греческими судами и разгромлен. Ксерксу пришлось отступить. Оставшиеся без поддержки с моря персидские войска потерпели поражение.

Пелопоннесские войны IV—V вв. до н.э.

Война с персами продолжалась около тридцати лет и завершилась освобождением греческих полисов Малой Азии от их власти.

Важнейшим результатом войны был рост влияния Афин, кото­рые стали крупнейшим финансовым и торговым центром Среди­земноморья. Операции по обмену денег, предоставление кредитов позволили обогатиться многим афинянам. Морской порт Афин Пирей превратился в крупный город. В Афинах были воздвигнуты храмы, развалины которых и сейчас поражают туристов изящест­вом конструкции: Парфенон (храм Афины), Пропилеи (парадный вход на Акрополь).

Своего расцвета достигла афинская демократия. При архонте Перикле (490—429 до н.э.) была введена оплата за занятие государ­ственных должностей, что открыло доступ к власти рядовым граж­данам. Афины стали центром научной и культурной жизни Греции. Особенно расцвели философия, поэзия, театральное искусство.

Опорой влияния Афин был морской союз, в который вошло около 200 полисов. Афинские гарнизоны размещались в городах союза, все их средства должны были храниться в Афинах. Их власти играли роль высшей судебной инстанции в союзе.

Гегемония Афин вызывала недовольство во многих традицион­но соперничающих с ними городах-государствах Греции — Фивах, Коринфе, Мегаре, а также в Спарте, которая отрицательно относи­лась к демократии и поддерживала полисы, где у власти оставалась родовая знать.

Война между созданным под эгидой Спарты Пелопоннесским союзом и Афинским морским союзом началась в 431 г. до н.э. и про­должалась с перерывами более 70 лет. В ее орбиту были втянуты греческие полисы в Италии и Сицилии, а также Персия. В конечном счете Спарта потерпела поражение, однако война настолько ослаби­ла все греческие города-государства, что ни одно из них не смогло воспользоваться ее плодами. Наибольший урон понесли Афины. Им пришлось пережить разорение, чуму, подрыв влияния в Греции.

 

Возвышение Македонии

Гористая Македония в IV веке до н.э. была землей пастухов и земле­дельцев. Родовая знать, главы племен, князья подчинялись царю. Его власть передавалась по наследству. Связи с городами-государ­ствами Греции носили ограниченный характер, однако охватив­шие их войны затронули и Македонию, которая вынуждена была платить дань Пелопоннесскому союзу. Так, царь Филипп II (правил в 359—336 до н.э.) в юности жил в Фивах как заложник и изучал греческое военное искусство.

Система заложничества была широко распространена в Древнем мире и в Средние века. После неудачной войны при за­ключении соглашений о мире, принятии обязательства уплаты дани залогом их выполнения служила жизнь детей из знатных семей. Они находились под присмотром властей государства-победителя.

Свое царствование Филипп начал с реорганизации армии. Ее ос­новой стала тяжеловооруженная пехота. Защищенные доспехами и вооруженные длинными копьями (сариссами), бывшие пастухи, двигаясь строем (фалангой), буквально сметали противостоящие им войска, разгром которых завершала тяжелая конница.

Реорганизовав армию, Филипп II начал войну с греческими поли­сами, проявив себя не только талантливым полководцем, но и уме­лым политиком, использовавшим противоречия между городами­государствами. После битвы при Херонее в Беотии в 338 г. до н.э., где объединенные силы греков были разбиты, царь Македонии со­звал в Коринфе общегреческий конгресс. На нем Филипп II пред­ложил создать союз и объединить силы для борьбы с традицион­ным врагом греков — персидской военной деспотией.

Многие греческие политики, особенно блестящий афинский оратор Демосфен (384—322 до н.э.), считали Македонию более опасным врагом, чем Персию. Однако страх перед Филиппом II был слишком велик. Греческие полисы заключили союз с Маке­донией и обязались предоставить войска для войны с Персией. В 336 г. до н.э., когда македонцы двинулись в Малую Азию, Фи­липп II был убит. Во главе армии стал его двадцатилетний сын Александр (356—323 до н.э.). Ему пришлось начать свое правле­ние с подавления восстаний против македонского господства в греческих городах. Они вскоре ощутили жесткость нового царя: один из крупнейших полисов, Фивы, был полностью разрушен, а его жители проданы в рабство.

В 334 г. до н.э. войска Александра — около 35 тыс. человек — выступили в поход против Персии.

Завоевания Александра Македонского

Многочисленные, но не обученные сражаться в строю персидские войска разбегались при столкновении с железными фалангами маке­донцев. В сатрапиях начались восстания против персидского господ­ства. В греческих городах Малой Азии армию Александра привет­ствовали как освободительницу. В Египте жрецы провозгласили Александра сыном Бога и наследником власти фараонов. В Вавило­не, окруженном неприступными стенами, жители распахнули воро­та города перед греко-македонской армией. Александр провозгласил себя царем новой Персидской державы.

Преследуя спасающегося бегством царя персов Дария III, вой­ска Александра достигли Средней Азии, затем повернули на Ин­дию, привлеченные слухами о ее сказочных богатствах. Македон­цы впервые встретились с боевыми слонами и тем не менее одержали победу. Однако измученные походом, продолжавшимся уже восемь лет, непривычно жарким климатом, войска взбунтова­лись и отказались двигаться дальше. Александру пришлось воз­вращаться в Вавилон. Наиболее масштабная в истории Древнего мира по­пытка создания обширной, эффективно управляющейся империи была предпринята Римом, владения которого охватили все Средиземноморье.

 

Завоевания Александра Македонского

Завоеватель мечтал о создании великой империи, в частности он намеревался предпринять поход на запад, в Италию. Этим пла­нам не суждено было исполниться: в 323 г. до н.э. в возрасте 32 лет Александр умер (либо от яда, либо от болезни), и его держава нача­ла распадаться.

Дело в том, что, разгромив войска персидской военной дес­потии, составлявшие ее костяк, Александр не смог создать си­стемы управления покоренными землями. Его поход больше на­поминал набег варваров, разоряющих все на своем пути, чем продуманное завоевание. Попытки Александра приблизить к се­бе персидскую знать (в частности, по его воле 10 тыс. воинов-македонцев должны были жениться на дочерях персидских вельмож) не дали результата. Ни у македонцев, ни у персидской знати не было достаточных сил, чтобы сохранить целостность огромного конгломерата племен, народностей, городов-госу­дарств, входивших в империю Дария. На ее руинах возникло не­сколько государств, возглавленных полководцами и родствен­никами Александра.

Наиболее крупными государственными образованиями были Египет, где утвердилась династия Птолемеев, Сирийское царство, в которое вошли земли до Инда, включая Вавилонию (династия Се-левкидов), и Македония, сохранившая контроль над Грецией и поли­сами Малой Азии.

Александру не удалось создать греко-персидскую империю. И все же его завоевания оказали большое влияние на развитие народов Восточного Средиземноморья. Возросли возможности торговли, значительно расширился кругозор ученых Древней Греции.

Религии спасения души, зародившиеся в странах Востока, не по­лучили распространения в Греции, где сохранялась вера в богов, оли­цетворяющих силы природы: Зевса — повелителя молний, Посейдо­на — бога морей, Гермеса — бога торговли, Ареса — бога войны и др. В то же время отзвуки миропонимания, присущего таким религиям, как иудаизм, буддизм, зороастризм, конфуцианство, нашли опреде­ленное отражение в философских системах греческих мыслителей. Позднее многие их идеи приобрели популярность в Римской импе­рии, возродились в средневековой Европе, стали основой филосо­фии Нового времени.

Философы, которых называли стоиками (эта школа приобре­ла популярность в III веке до н.э., ее возглавляли Зенон и Хрисипп), доказывали, что существует единый бог — Зевс, а остальные божества — лишь его разные сущности. Стоики счи­тали, что человек достигнет счастья, мира с самим собой лишь при условии добродетельного поведения, выполнения этичес­ких норм, покорности судьбе. Школа киников (Антисфен и Ди­оген) доказывала, что главное — достижение духовной свобо­ды, которая ценилась ими выше богатства, верности племени, полису. Эпикур (341—270до н.э.) и его сторонники считали, что главное — обеспечение безмятежности духа, свободы от стра­ха перед смертью и явлениями природы. Это достигается кон­центрацией усилий на самосовершенствовании, отстраненно­стью от общества и его забот.

Взаимодействие с греческой культурой и наукой не прошло бес­следно для обществ Древнего Востока Любознательность греческих мыслителей, географов, историков в сочетании с накопленными ве­ками знаниями жрецов религиозных культов Востока дали новый импульс развитию науки. Александрия, столица Египта при Птоле­меях, стала крупным научным центром, александрийская библиоте­ка почиталась в Древнем мире за одно из чудес света.