Начало комплексного развития производительных сил


После XIV съезда партии (декабрь 1925 г.), принявшего курс на индустриализацию страны, возросла актуальность разработки территориального плана развития производительных сил на основе рационального размещения новостроек и специализации хозяйства республик и областей в соответствии с их природно-экономическими предпосылками. В связи с этим встал вопрос о возможных направлениях развития хозяйства и Башкирской республики.

В первых работах советских экономистов-географов было положено начало поискам путей и направлений развития производительных сил БАССР. Так, О.А.Константинов выступил с концепцией неразрывной связи подъема экономики Башкортостана с Уралом. Он отмечал, что включение отраслей Башкирии в состав промышленно развитого Урала «принесет пользу прежде всего и главным образом Башкирской республике». Н.Н. Колосовский писал: «Главной задержкой в развитии являются транспорт и недостаточная изученность ее горных ресурсов». Далее он как первоочередную задачу выдвинул строительство новой железной дороги Оренбург-Уфа-Пермь, начало разработки месторождений хромита, барита, талька, магнезита. Тогда, заключил Н.Н. Колосовский, во второй пятилетке «не будет никаких препятствий для того, чтобы сразу бросить в Башкирскую АССР крупные средства и сразу выровнять хозяйство Башкирии в один уровень с другими ушедшими вперед частями уральской горной страны».

Первый пятилетний план СССР с учетом общесоюзных интересов и возможностей и специфических особенностей самой Башкирии предусматривал реконструкцию и расширение, в первую очередь, существующих предприятий черной и цветной металлургии. В области сельского хозяйства намечалось увеличение поголовья скота и достижение довоенных размеров посевной площади при значительном повышении урожайности возделываемых культур.

Новый толчок развитию производительных сил республики придало постановление СНК Союза ССР «О развитии промышленности Башкирской АССР», принятое в 1930 г. В нем отмечалось, что до сих пор имеет место «недоучет значения БАССР в развитии всего народного хозяйства СССР». Оно вскрыло недостаточное использование богатых природных ресурсов края, резкие несоответствия между утвержденным планом и теми возможностями для широкой индустриализации, которыми обладает Башкирская республика.

В том же 1930 г. XVI съезд партии признал необходимым создание второй угольно-металлургической базы страны в виде Урало-Кузнецкого комбината (УКК) путем соединения кузнецкого коксующегося угля с уральской рудой. Башкирия как составная часть горно-заводского Урала была включена в систему УКК, в связи с чем встала необходимость скорейшей реконструкции Белорецких заводов, выделенных из Уральского треста и втянутых в обслуживание нужд индустриализации республики.

Опираясь на названные выше директивные указания, на территории республики были развернуты поиски месторождений железных, марганцевых и хромитовых руд, нефти, асбеста, огнеупоров и т.д. Была также начата разработка районной планировки Уфимского промышленного района, которая преследовала цель дальнейшего развития города Уфы как хозяйственного и политического центра Башкирии, превращение столицы республики в центр машиностроения, лесохимии и деревообработки.

В 1930 г. на площадке у деревни Черниковка начались работы по созданию первоочередной группы взаимосвязанных предприятий Уфимского промышленного района (фанерный, лесопильный и дубильно-экстрактный заводы, спичечная фабрика и центральная электростанция), названных объединение Башпромкомбинатом. В 1931 г. был заложен моторостроительный завод.

Развернувшиеся геолого-поисковые работы на территории республики привели к открытию в 1932 г. Ишимбайского месторождения нефти. Освоение его послужило поворотным пунктом в экономической жизни Башкортостана, внесшим коренные изменения в отраслевую и территориальную организацию ее производительных сил, что дало начало формированию Башкирского территориально-производственного комплекса (ТПК).