Живопись


Архитектура

Для культуры XVII в. характерен процесс обмирщения. В архитектуре происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы.

Появилось большое количество каменных общественных зданий: Печатный и Монетный дворы, а также частные владения: палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова. Активное строительство началось в 20-е годы, в Москве даже был создан Приказ каменных дел, объединявший лучших мастеров.

Нарядное шатровое строительство (шатер над Спасской башней Московского Кремля, церковь Рождества в Путинках) было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. Образцом он провозгласил храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатровый стиль не исчез, его широко использовали вдали от Москвы.

Здания XVII столетия отличались изобилием декоративности, мелких деталей, рельефных многоцветных украшений: изразцов и узоров из резного камня и кирпича («каменное узорочье»). В этом стиле выдержаны Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты бояр, церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле. В 40-70 гг. зародился новый стиль - московское, или нарышкинское барокко, характерными чертами которого стали симметрия, многоярусность, резьба по белому камню, сочетание белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л.К.Нарышкина).

Великолепным образцом деревянного зодчества являлся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, созданный мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись.

В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).

Произведения мастеров Оружейной палаты — Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г. Зиновьева, И. Максимова, Т. Филатьева, К. Уланова) — сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность. Самым известным творением Семена Ушакова является икона «Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.

Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи, которая стала чрезвычайно декоративна. Наиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

В конце XVI в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом на холсте. Меняются приемы портретного письма: если раньше техника была иконописной (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского), то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).