Живопись


Архитектура

В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый.

Сложился до конца ансамбль Соборной площади — в 1506-1508 гг. Алевиз Новый возвел Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого (81 м) в центре Кремля долгое время была самым высоким зданием в Москве.

В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского зодчества. Ярким примером этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения сына Василия III Ивана.

В 1560 году в ознаменование победы над Казанью, исполнив поручение Ивана IV, русские зодчие из Пскова, Барма и Постник закончили строительство Покровского собора на Красной площади, который также стали называть храмом Василия Блаженного. Первоначально храм был белым. Свою пеструю окраску он получил в XVII веке.

Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах. В 1535-1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений центра Москвы — Китай-город. В 1585-1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений — Белый город, затем в конце XVI в. — деревянные стены на Земляном валу — Скородом.

В XVI в. также построены Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV — начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 — после 1503 гг.). Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок. Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI веке усилено развивается жанр исторического портрета и бытийного письма (исторического сюжета). Примерами этого жанра являются роспись Благовещенского собора в Москве, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Портреты исторических лиц (самого Ивана IV, русских князей и даже античных мудрецов) носили условный характер, художников интересовали не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых.

Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и больше напоминает акварельный рисунок с многоплановыми композициями.