Понятие структурированности задач


Классификация информационных систем

Цель: изучить классификацию ИС

Классификация информационных систем по признаку структурированности задач

При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическая описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задач.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурирование (формализуемые), не структурированные (не формализуемые) и частично структурированные.

Структурированные (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы взаимосвязи между ними.

Неструктурированные (не формализуемая) задача – задача, в которой не возможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задачи удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они нося рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведения роли человека к нулю.

Решение неструктурированных задач из – за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связаны с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы не велики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно не много полностью структурированных или совершенно не структурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известно лишь часть элементов и связи между ними. Такие задачи называются частично структурированные. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определенную роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, т.к. в их функционировании принимает участие человек.