Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 2 страница


На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена военно-судебная реформа.

В 1865 г. был принят Закон о печати, который смягчил цензурный надзор, установленный Николаем I. Первоначально они получали предупреждение и только при повторном нарушении им грозило закрытие.

В результате реализации этого закона о печати в России начала складываться радикальная журналистика.

Александр II провёл две серьёзные реформы местного управления .: Земская 1864 г. и Городская 1870 г. Земская Реформа 1864 г. . вводилась на местах «для обеспечения земских польз и нужд» и предусматривала создание выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собраний, избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензовым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и обладали распорядительными и директивными функциями. Постоянными исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости от размера территории, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов входило практически всё руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная промышленность, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях.

Городская реформа 1870 г. заменяла сословные городские Думы екатерининских времён выборными органами городского самоуправления, избираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распорядительными функциями, и городские управы, наделённые исполнительными полномочиями. Число членов городских дум зависело от количества жителей города.

Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и просвещении.

Александром II была проведена военная реформа ., разработанная военным министром П. Милютиным. 1 января 1874 г. был утверждён « Устав о воинской повинности». Вместо рекрутской вводилась всеобщая воинская повинность, которой подлежали все мужчины, достигшие 21 года. Срок действительной службы в сухопутных войсках был равен шести годам, а на флоте - семи. Отслужившие действительную службу зачислялись в запас на определённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование, а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки. Предусматривались и случаи освобождения от службы (например, по принципиальным положениям той или иной религиозной конфессии).

Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочения финансового дела. Проведение в 60-х годах серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Не была изменена сословная направленность финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранилась старая, введённая ещё Петром I, подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены. Бывшие помещичьи, удельные и государственные крестьяне несли всю тяжесть оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных повинностей. Подушная подать. оброчные и выкупные платежи в 60-70-х годах XIX в. составляли свыше 25% государственных доходов, однако основная часть этих доходов приходилась на косвенные налоги, которые также выплачивало податное население. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 0.1 госбюджета.

Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта, внедрение в эти отрасли новых технологий требовали расширения народного образования. Само осуществление буржуазных реформ в сфере управления, суда, военного дела было невозможно без увеличения числа грамотных людей и расширения числа учебных заведений.

Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские.

19 ноября 1864 г. был утверждён новый устав гимназий. В него был введён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за высокой платы обучение фактически было доступно преимущественно выходцам из имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, изучение классических языков; после них - поступление в университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них преимущественно в высшие технические учебные заведения).

10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий - значительный шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Особую известность получили Бестужевские высшие курсы в Петербурге, дававшие наиболее основательное образование.

К реформе высшей школы . правительство приступило в 1861 г. под непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. был утверждён новый устав, предоставлявший университетам довольно широкую автономию.

Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого российского капитализма, однако уровень неграмотности в стране был и в начале века недопустимо высок. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных составлял 22.3% (к 1917 г. - 31.9%).

 

 

БИЛЕТ № 38 Александр III, его внутренняя политика.»Контрреформы».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Первые годы нового царствования прошли в беспощадном преследовании «Народной воли». Царская полиция, реформированная Лорис-Меликовым и энергичным директором департамента полиции В. К. Плеве, вырастила кадры мастеров политического сыска, добивавшихся в борьбе с реакционерами немалых успехов. К 1886 году с «Народной волей» было покончено – одних казнили, других отправили на каторгу и в ссылку. Однако на следующий год, 1 марта 1887 года в Петербурге было совершено покушение на Александра III (единственное за время его царствования), вызвавшее новую волну репрессий. Вскоре полиция сумела достичь больших успехов в защите самодержавия, и деятельность революционеров начала угасать.

Карательная политика сопровождалась целой серией мер в области образования и печати. В 1884 году был введен университетский устав, ограничивший университетскую автономию и поставивший профессуру и студенчество под административный надзор. В 1886 году по настоянию Победоносцева были закрыты Высшие женские курсы, в 1887 году циркуляр Делянова о «кухаркиных детях» ограничил доступ в гимназии и университеты выходцам из низших сословий. В школе был взят решительный крен на преподавание религиозных предметов и классических языков. Число церковноприходских школ, которыми Победоносцев стремился заменить светское образование, возросло с 4 тыс. до 32 тыс. с миллионом учащихся. В печати после 1 марта 1881 г. восстановилось всесилие цензуры. Серией циркуляров было запрещено публиковать что-либо отличное от взглядов правительства по любому важному вопросу. Запрещению подверглись либеральные издания «Голос» и «Отечественные записки», многие книги Льва Толстого, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Ги де Мопассана и почти каждая третья русская пьеса... Царь, ничего не читавший из газет, кроме специального экстракта, подготовляемого министерством внутренних дел, откровенно радовался репрессиям против печати, сопровождая доклады министра об этом пометами типа «Поделом этому скоту!», «Очень хорошо!»

Довольно жестко обращалось правительство и с неугодными ему авторами. Правда, до приговоров к каторжным работам, как было при Николае I с Достоевским и Шевченко, дело не доходило, но многие сочинения Льва Толстого, которого Победоносцев называл «полоумным», были запрещены. Н. Г. Чернышевского, возвращенного из сибирской тундры в раскаленную Астрахань, окружили заговором молчания, запрещая упоминать его имя в печати. Философа Вл. Соловьева лишили права чтения публичных лекций, а художнику И. Е. Репину запретили показывать его гениальную картину «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.).

С 1885 года Александр III начал проводить контрреформы, направленные на поддержку разоряющегося поместного дворянства. Был реорганизован особый Дворянский банк, капитал которого в несколько раз превышал средства Крестьянского банка. Закон о земских начальниках 1889 года поставил общину под полный контроль помещиков, вновь получивших право в административном порядке пороть неугодных им мужиков. Земская (1890 г.) и городская (1892 г.) контрреформы отдали местное самоуправление в руки дворянства и богатых собственников.

Политические взгляды Александра отличались реакционностью, во всем остальном он был весьма дальновидным царем. Он начал укрепление и реорганизацию русской армии, привлек немецкие капиталы для развития угольной и металлургической промышленности России, ввел протекционизм, защитив отечественный рынок от конкуренции иностранных товаров. Экономика страны при нем сделала значительные успехи, если не считать сельского хозяйства, где правительственная политика воздвигала одну препону за другой. Но политический застой входил во все большее противоречие с ускоряющимся хозяйственным и культурным ростом нации.

КОНТРРЕФОРМЫ:

ЗЕМСТВО

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.

Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

СУД

Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н И.Игнатьева (1882 г.) и назначением на этот пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции.

ПЕЧАТЬ

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;

б) полная централизация власти;

в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям русской жизни;

г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании (в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).

 

Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название контрреформ. Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. Своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитии. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом.

 

Вопрос 39. Социально-экономическое и политическое развитие России во 2-й половине XIX в.

После падения крепостного права Россия быстро превращалась из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.

Для развития капитализма в аграрной России очень показательны те процессы, которые происходили в сельском хозяйс тве .. 50% крестьян в 80-е годы относились к беднякам, а 80% бедняков сдавали свои земли богатым за бесценок. Разложение крестьянства было важным фактором формирования капиталистического рынка и развития капитализма в целом. Неимущее крестьянство создавало рынок рабочей силы как для предпринимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической промышленности.

Вместе с тем разорённый крестьянин, живший на заработки, приобретал теперь предметы потребления на рынке, чем способствовал росту спроса на предметы потребления. Зажиточная же верхушка предъявляла всё больший спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения и пр. Накапливаемые капиталы деревенская верхушка вкладывала в промышленное предпринимательство.

Конечно, развитие капитализма в сельском хозяйстве России шло «по-прусски» медленно, сдерживающим фактором было сохраняющееся помещичье землевладение и связанное с этим малоземелье крестьян. Малоземелье, отрезки от крестьянских наделов наиболее ценных и необходимых угодий принуждали крестьянина идти в кабалу к прежнему барину.

Оставались ещё и некоторые черты внеэкономического принуждения: круговая порука, телесные наказания, отдача в общественные работы, выполнение установленных законом 1861 г. повинностей в пользу помещика и государства, сословная неполноправность крестьян, наконец, сохранение до начала 80-х годов временнообязанных отношений. В этих условиях феодальная система ведения помещичьего хозяйства не могла исчезнуть сразу. Поэтому в пореформенную эпоху сочетались две формы ренты: отработочная (окрестные крестьяне обрабатывали помещичью землю своим инвентарём за предоставление им в аренду пахотных земель и других угодий) и капиталистическая (наёмные работники обрабатывали землю помещика его инвентарём).

Для ведения предпринимательского сельского хозяйства по-капиталистически требовались новые сельскохозяйственные орудия, машины, удобрения, замена старого трёхполья новыми системами земледелия, применение более рациональных систем ведения хозяйства. Такое крупное капиталистическое хозяйство нуждалось в значительных капиталовложениях, знаниях, опыте. Далеко не все помещики могли перестроить своё хозяйство подобным образом. Многие ликвидировали его, закладывали и перезакладывали в кредитных учреждениях. Количество заложенных имений и продаваемых с молотка быстро росло. Заложено помещиками: 1870 г. - 26% помещичьих земель, 1880 - 15%, 1895 40%. Если в 1886 г. за долги было продано 166 помещичьих имений, то в 1893 г. - 2237. Разорялось и ликвидировало свои имения прежде всего мелкое дворянство, которое не могло приспособиться к новым условиям капиталистического рынка. Устойчивее оказались наиболее крупные латифундии.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства России состояла в том, что оно принимало всё более торговый, предпринимательский характер. Содержанием этого процесса являлись: 1) превращение земледелия в товарное производство, причём: товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила; 2) чёткое определение и углубление наметившейся ранее сельскохозяйственной специализации районов страны. При торговом земледелии выделялся главный рыночный сельскохозяйственный продукт в данном регионе, остальные отрасли сельского хозяйства подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгового земледелия, являлись: рост внутреннего и внешнего рынка; возрастание неземледельческого населения страны в связи с ростом городов, развитием промышленности, торговли и транспорта; интенсивное железнодорожное строительство, втягивавшее в капиталистический рынок самые отдалённые и прежде отсталые регионы страны.

К концу XIX в. вследствие усиливавшегося крестьянского малоземелья, что было результатом естественного прироста крестьянского населения при сохранении в прежнем размере надельного землевладения (в результате размеры наделов в расчёте на душу мужского пола сократились почти в 2 раза) аграрный вопрос приобрёл особую остроту. Таким образом, при всей своей прогрессивности аграрные преобразования ещё более обострили социальные противоречия, которые к началу XX века вылились в революционную ситуацию.

Отмена крепостного права способствовала быстрой капитализации страны, промышленному развитию. Влияние реформ на развитие промышленности . начинает сказываться постепенно к 70-м - 80-м годам. К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 60-е - 70-е годы парового механизированного транспорта.

Пореформенная промышленность России производила в основном предметы потребления, однако начиная с 80-х годов растёт удельный вес производства средств производства. В первые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла лёгкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны. Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале.

В пореформенной России наряду с развитием старых, традиционных районов - Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала, прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку, Харьков, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь. Значительные успехи сделало отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

Промышленность развивалась не только в городах, но и в деревне, обеспечивая себя дешёвой рабочей силой. В 1879 г. в Европейской России в таких фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского пролетариата, в 1890 - уже 51.5% от общего числа рабочих крупной промышленности. Число крупных предприятий с 1000 и более рабочих за период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них - вдвое, а сумма производства - впятеро. Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации промышленности.

Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а также с ростом аграрного перенаселения деревня отпускала в город всё большее количество работников. Если в 60-х гг. ежегодно выдавалось около 1.3 млн. паспортов на отход, то в 90-х уже свыше 7 млн.

Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё в дореформенную эпоху. Социальной базой формирования русской промышленной буржуазии служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточное крестьянство. Известные династии русских фабрикантов - Гучковы, Коноваловы, Кокушкины, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские - вышли из крестьян.

В 70-х - 80-х гг. XIX в. возникают организации буржуазии для защиты её интересов: в 1871 г. «Совет съезда горнопромышленников Юга России», в 1880 г. - «Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области», в 1888 г. - «Совет съезда мукомолов» и «Совет съезда бакинских нефтепромышленников». В условиях сохранения самодержавия, то есть политической власти дворянства, позиции буржуазии в политической жизни были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическую роль. Важными показателями капиталистического развития пореформенной России являлись увеличение удельного веса городского населения и изменение сословно-классовой структуры городов. С 1863 г. (первая перепись городов) до 1897 г. (первая всероссийская перепись населения) при общем росте населения в полтора раза (с 74 до 125 млн.) городское увеличилось в 2.5 раза (с 6.1 до 16.8 млн.),а удельный вес городских жителей среди населения страны вырос с 8 до 13.4%. В действительности индустриальное население превышало городское в полтора-два раза,так как городом считался по формально - юридическому принципу административный (уездный или губернский) центр.Поэтому официально городами не считались Юзовка с населением 20.4 тыс. жителей, Орехово - Зуево (25.5 тыс.), Ижевск (41 тыс.) и др. Официальная статистика насчитывала в 1897 г. 932 города. Особое значение как крупные промышленно-культурные центры имели Петербург и Москва. В 1897 г. в Петербурге проживало уже 1.3 млн., а в Москве - 1.04 млн.

Для пореформенной эпохи характерно было создание новой, капиталистической кредитной системы. Новые государственные и частные кредитные учреждения играли важную роль в финансировании развивавшейся промышленности, железнодорожного строительства, сельского хозяйства. В 1860 г. взамен упразднённых Заёмного и Коммерческого банков был создан Государственный банк, который получил право эмиссии денежных знаков. К 90-м годам Государственный банк уже имел 110 филиалов. Быстро развивались частные акционерные банки. первый возник в Петербурге в 1864 г. К середине 70-х гг. существовало уже свыше 40 коммерческих акционерных банков.

Большую роль в финансировании российского капитализма играл иностранный капитал, вторжение которого в российскую экономику особенно усилилось с 80-х гг. Привлекая иностранный капитал, царское правительство стремилось возместить недостаток отечественного. Преобладал капитал 4-х держав: Франции, Англии, Германии и Бельгии. Иностранный капитал способствовал индустриализации страны, но возрастала зависимость России от развитых государств, прежде всего от Франции, что впоследствии, в период первой мировой войны сослужило стране плохую службу.

Развитие капитализма в России характеризовалось рядом особенностей.: 1) Для России были характерны чрезвычайно высокие темпы развития в пореформенный период. Они были выше, чем в соответствующий период в любой из развитых стран, в том числе в быстропрогрессировавшей Германии. Тем не менее первоначальная отсталость привела к тому, что по показателям на душу населения угля, например, добывалось в 2.5 раза меньше, чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз - чем в Англии. И всё же нельзя забывать, что за 20 - 25 лет Россия проделала то, что Англия за 1.5 века, Франция за 100 лет, Германия - за полвека. К началу XX в. Россия по общему объёму промышленного производства вышла на 5 место в мире (после США, Германии, Англии и Франции). И всё же отставание было ещё слишком велико, чтобы стать равным партнёром в приближавшейся мировой войне за передел мира. 2) Развитие промышленности было крайне неравномерным на громадных пространствах России. Современные промышленные районы соседствовали с отсталыми сельскохозяйственными. А такое соседство при сохранении остатков феодализма вплоть до 1917 г., при варварских способах хозяйствования и полурабских отношениях в деревне ( особенно в Закавказье, в Средней Азии) развращало российских промышленников и царское правительство, позволяя не искать современных форм урегулирования социальных конфликтов, новых форм организации труда. Это вело к нагнетанию социальной напряжённости в стране, что в конце концов вылилось в невиданные трагические потрясения начала XX века в России. 3) Иная последовательность событий. На Западе промышленный переворот произошёл после урегулирования аграрных отношений. В России же, как было сказано выше, реформа проводилась «сверху», а незавершённость буржуазно-демократического переворота в 1861 г. сделала аграрный вопрос ключевым в буржуазном развитии страны. Сложившаяся в начале XX в. коренная потребность общественного развития заключалась в ликвидации крепостничества, помещичьего землевладения и служащего им государства. Государственную систему царизма можно было охарактеризовать как военно-феодальный империализм, противопоставляя его капиталистическому империализму. Он отличался тяжёлыми формами эксплуатации, в том числе трудящихся национальных окраин. 4) Сжатые сроки капиталистического развития, вмешательство политической надстройки, сохранение пережитков феодализма привели к нарушению естественноисторической последовательности складывания форм капитала. Экономика носила многоукладный характер, который деформировал и усложнял развитие капитализма, вызывал острые социальные и экономические противоречия. 5) В силу тех же феодальных пережитков российский капитализм не решил проблему благосостояния масс. Экономическое развитие строилось на разорении крестьянства и нищенском существовании рабочих. В начале XX в. Россия отставала от стран Запада в технико-экономическом, социальном и культурном отношениях. 6) Значительная зависимость от иностранного капитала, на что Россия вынуждена была пойти с одной стороны для ускорения темпов развития, а с другой - для сохранения помещичьего землевладения, самодержавия и для подавления выступлений народных масс.