Программное обеспечение
Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и
Балльная шкала оценки степени обученности учащихся
10-балльная шкала | Основные показатели СОУ (степени обученности учащихся) | Обученность | |
в % | Уровень | ||
1 балл очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. | Около 1% | Различение распознавание (уровень знакомства) |
2 балла слабо | Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. | От 2 до 4% | |
3 балла посредственно | Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). | От 5 до 9% | Запоминание (неосознанное воспроизведение) |
4 балла удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить. | От 10 до 16% | |
5 баллов не достаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез. | От 17 до 25% | Понимание (осознанное воспроизведение) |
6 баллов хорошо | Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. | От 26 до 36% | |
7 баллов очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых задачах. | От 37 до 49% | Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень) |
8 баллов отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. | От 50 до 64% | |
9 баллов великолепно | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности. | От 65 до 81% | Перенос (творческий уровень) |
10 баллов прекрасно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. | От 82 до 100% |
В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе [12, 13]:
- программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;
- объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
- учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств);
- средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлечённость их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.
Любопытно заметить, что, по мнению великого философа, «средство выше, чем конечные цели внешней целесообразности; плуг нечто более достойное нежели непосредственно те выгоды, которые доставляются им и служат целями. Орудие сохраняется, Между тем как непосредственные выгоды преходящи и забываются. Посредством своих орудий человек властвует над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей» (Гегель Г. Наука логики: В 3 т. — М., 1972. — Т. 3. — С. 200). Остается лишь пожалеть, что в отличие от бренного плуга, сохранившего свои черты с достопамятных времен, компьютеры (как и сопровождающее их программное обеспечение) изменяют свои характеристики и функционал столь стремительно, что не оставляют никаких надежд организаторам образования на хоть сколько-нибудь протяженное во времени их использование.
Введение в учебный план средней школы нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. Очевидно, что эта проблема, вытекая из общей задачи компьютеризации образования, имеет более широкое значение, чем обеспечение преподавания нового учебного курса, так как предусматривает в конечном итоге также и интересы преподавания всех школьных дисциплин, постановки всего школьного дела.
Следует напомнить, что при сохранении основного требования — обеспечения взаимодействия учащихся с компьютерами и необходимыми информационными банками данных — на начальном этапе компьютеризации школы рассматривалось несколько возможных путей решения этой организационно-технической задачи [7]. Один из них — оснащение школ терминалами, подключенными к вычислительным центрам коллективного пользования (ВЦКП) и, далее, к единой государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) [4]. Этот подход рассматривался как наиболее перспективный, хотя и отдаленный по времени практической реализации. По этой причине исходили из того, что пока ВЦКП и терминальные сети будут развиваться, необходимо использовать и другие возможные пути. В частности, рассматривался вариант, при котором потребности одной школы (или группы школ) могут быть вполне обеспечены с помощью одной мини-ЭВМ, обслуживающей группу терминальных устройств, расположенных в одной школе или нескольких соседних школах. ЭВМ в этом случае должна была иметь развитую систему разделения времени, позволяющую обеспечить одновременную работу большого числа пользователей.
Другой способ технического решения этой же задачи — оборудование в школах кабинетов, оснащенных комплексами учебной вычислительной техники (КУВТ) на базе персональных ЭВМ, подключённых в глобальные сети. Как видим, именно этот путь в условиях всё более широкого распространения компьютерной коммуникации сохраняется как генеральный путь компьютеризации сферы образования. Рассмотрим функциональное назначение кабинета вычислительной техники (КВТ) указанного типа в соответствии с методическими рекомендациями по оборудованию кабинетов вычислительной техники всех типов средних учебных заведений.
Первые методические рекомендации по перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники появились практически одновременно с введением предмета информатики в школу [9, 18]. В последующие годы появился целый ряд нормативно-методических актов, регламентирующих вопросы оборудования КВТ в школе, а также условия их безопасного и эффективного использования [3, 121 13, 16, 19, 23]. Согласно первому официально утвержденному Положению о КВТ [19], которое и сегодня в организующей части сохраняет свое значение, кабинет вычислительной техники — эта учебно-воспитательное подразделение средней школы, оснащеннное комплексом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу информатики. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся, других форм внеклассной работы в школе. КВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
Со временем функциональное назначение средств вычислительной техники и программного обеспечения (ПО) в сфере образования (в том числе и в школе) начинает рассматриваться в более широком диапазоне применений [16]:
- как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;
- для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами;
- для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникации;
- для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием;
- для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информационных и коммуникационных технологий и средств мультимедиа;
- для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
- для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным, демонстрационным оборудованием;
- для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения связанных с этим научно-исследовательских работ.
По вопросу об оборудовании школьного кабинета вычислительной техники (в смысле — что покупать) также имеются специально разрабатываемые рекомендации [16, 23]. Обычно это весьма пространные документы, изобилующие множеством технических характеристик и параметров аппаратных и программных средств, определяемых психолого-педагогическими, эргономическими и другими требованиями к вычислительной технике, используемой в сфере образования. Подобные документы должны, в частности, оказывать помощь органам управления образованием как руководство для экспертных советов, осуществляющих отбор вычислительной техники (ВТ) для нужд образования.
К сожалению, из-за быстрых темпов совершенствования технических и функциональных характеристик систем ВТ эти рекомендации имеют весьма короткий жизненный цикл, поэтому их обновление, скажем, один раз в пять лет является неприемлемым.
Помимо компьютерного оборудования, кабинет информатики рекомендуется оснащать [13]:
· набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов;
· заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ЭВМ;
· комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы;
· журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
· журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;
· журналом сведений об отказах ПЭВМ и их ремонте;
· стендами для размещения демонстрационных таблиц и работ учащихся;
· аптечкой первой помощи;
· средствами пожаротушения;
· инвентарной книгой учёта имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.
Программное обеспечение является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования КВТ. Согласно педагогико-эргономическим условиям [16] используемое в кабинете информатики программное обеспечение должно включать:
· системное ПО (операционная система, операционные оболочки, сетевое ПО, антивирусные средства, средства резервного копирования и восстановления информации и т.п.);
· ПО базовых информационных технологий (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, системы компьютерной графики и системы подготовки компьютерных презентаций, телекоммуникационное ПО и др.);
· инструментальное ПО общего назначения;
· ПО учебного назначения (рекомендуются к применению при наличии сертификата Министерства образования РФ);
· ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения.
При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ [3, 13]. Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта [3], но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся (подробнее об этом смотри материал Темы 11 «Использование современных ИКТ в учебном процессе»).