Организация проверки и оценки результатов обучения по информатике.


КВН

 

Одной их эффективных форм развития познавательного интереса учащихся к дисциплине «Информатика» служит игра по принципу КВНа.

Такое мероприятие, как КВН по информатике можно проводить между командами, составленными из учащихся одного класса, параллельных классов, сборных от нескольких классов с приглашением болельщиков. В игре могут быть задействованы помощники из учеников и зрители. Ведущим выступает учитель информатики, возможно вместе с учащимися.

Задачи:

- Обучающие: закрепление пройденного материала по выбранному разделу курса;

- Воспитательные: формирование и развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, дисциплинированности, чувства ответственности и взаимопомощи;

- Развивающие: развитие определенного типа мышления, памяти, внимательности, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать.

Типичный сценарий выглядит так.

1.Постановка задачи

2.Основная часть

- Конкурс «Приветствие команд»

- Конкурс «Разминка»

- Специальный конкурс по выбранной теме курса информатики

- Конкурс «Конкурс капитанов»

- Конкурс «Домашнее задание»

3. Подведение итогов.

 

Конкурсы и игры в рамках тематических недель.

 

В большинстве учебных заведений принято проводить тематические недели. Неделя информатики – ставшее уже традиционным внеклассное общешкольное мероприятие, позволяющее раскрыть творческий потенциал учащихся в различных областях знаний, в том числе и информатике, посредством применения ИКТ в рамках реализации творческих проектов. Сценарии такого «праздника информатики» могут быть различными, включая в себя и вышеперечисленные турнирные и соревновательные формы. Особо важно отметить, что при подготовке творческих конкурсных проектов в максимальной мере могут быть задействованы межпредметные связи курса информатики и его воспитательные возможности в области формирования экологической, эстетической, гражданско-патриотической культуры учащихся. Определим задачи такой предметной недели:

- Обучающие: закрепление пройденного материала курсу информатики и информационных технологий; повторение и обобщение знаний и умений по темам курса; стимулирование познавательной деятельности учащихся; стимулирование познавательной и творческой деятельности учащихся;

- Воспитательные: развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, дисциплинированности, чувства ответственности и взаимопомощи; воспитание стремления доводить дело до намеченного результата; воспитание уважения к сопернику, умения работать командой; воспитание элементов экологической, эстетической, гражданско-патриотической культуры;

- Развивающие: развитие определенного типа мышления, памяти, внимательности, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать; умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.

 

Всероссийская олимпиада по информатике

 

Олимпиадное движение по информатике имеет относительно недавнюю историю. После введения в учебный план общеобразовательной школы предмета «Основы информатики и вычислительной техники» зарождение олимпиад по информатике было следующим важным шагом в создании инфраструктуры преподавания информатики в школе, поскольку для интенсивного движения страны в направлении информатизации компьютерного всеобуча было явно не достаточно. Необходимо было организовать поиск талантливых молодых людей для дальнейшего воспитания из них высококвалифицированных специалисты, способных разрабатывать информационные технологии завтрашнего дня.

Осенью 1987 года в Министерстве просвещения СССР состоялось первое организационное совещание, на котором присутствовали академики А.П. Ершов, Н.Н. Красовский, д.ф.-м.н. А.Л. Семёнов, к.т.н. доцент В.М. Кирюхин, а также представитель министерства и член Центрального оргкомитета Всесоюзной олимпиады школьников Т.А. Сарычева. На совещании было принято решение провести первую в стране олимпиаду школьников по информатике весной 1988 года в г.Свердловске, ныне Екатеринбург. Свердловск был не случайно выбран городом проведения первой олимпиады: в то время во многие школы города и Свердловской области уже были поставлены персональные компьютеры «Роботрон-1715», была разработана современная по тому времени программа и учебники для преподавания школьной информатики. На первом организационном совещании было согласовано также Положение об олимпиаде по информатике, Председателем программного комитета стал академик А.П. Ершов, председателем жюри — академик Н.Н. Красовский. Первая олимпиада по информатике прошла с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске и носила название Всесоюзной Олимпиады, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик. Заключительный этап был проведен в Свердловске с 13 по 20 апреля 1988 года. Олимпиада проходила в два тура. Теоретический тур состоялся 15 апреля. Участникам были предложены 4 задачи, на решение которых отводилось три с половиной часа. При этом алгоритмы разрешалось писать на любом достаточно распространенном в то время языке программирования (алгоритмический язык курса информатики, Паскаль, Рапира, Бейсик, Алгол, Фортран, Си и др.). Задача на составление алгоритма считалась решенной, если представленный алгоритм был правильным. Дополнительные баллы присуждались за простоту и оригинальность алгоритма, обоснование его правильности, наличие комментариев и за эффективность (малое время работы, используемый объем памяти). При проверке задачи оценка (0-5 баллов) умножалась на коэффициент, характеризующий трудность задачи (он зависел от числа участников, решивших эту задачу).

Второй тур, компьютерный, был проведен 17 апреля на базе учебно-производственного комбината №9 и Уральского государственного университета. Допустимыми языками программирования были Бейсик или Паскаль. В задачах машинного тура оценивался достигнутый результат, использование компьютера было лишь средством. Дополнительными баллами оценивалось изложение метода решения, его обоснование, комментарии к программе и т.п.

Разбор задач был проведен 18 апреля утром, вечером того же дня рассматривались апелляции, 19 апреля во Дворце культуры «Урал» состоялся компьютерный фестиваль. Участники олимпиады, которые привезли с собой гибкие диски и кассеты со своими программами, могли продемонстрировать их работу, посмотреть чужие и, возможно, обменяться программными продуктами. Во время фестиваля школьникам и руководителям команд были предоставлены самые разнообразные компьютеры, и все имеющиеся программы были продемонстрированы в действии. Устроители олимпиады показали также свои программные разработки для средней школы.

В то время опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения, по одному представителю от каждой союзной республики и каждой территории Российской Федерации. В результате долгих споров и обсуждений постепенно формировались те правила, которые были положены в основу правил проведения современных олимпиад.

Количественный состав участников первых олимпиад определялся с учетом имеющихся возможностей в обеспечении компьютерами и пропорционально численности школьников в союзных республиках и территориях Российской Федерации. Начиная с III Всесоюзной олимпиады, прошедшей в 1990 году в г.Харькове, было решено проводить оба тура олимпиады с использованием компьютеров. До этого I тур был теоретическим, без использования компьютеров, II тур — практическим. Олимпиада, прошедшая в 1992 году в г.Могилеве, носила название Межгосударственной, в ней приняли участие школьники из практически всех государств, образовавшиеся после распада СССР.

Одновременно с Всесоюзными с 1989 года по 1991 год проводились и Всероссийские олимпиады, являвшиеся республиканским этапом Всесоюзной олимпиады. Начиная с 1992 года, они начали проводиться в том же формате, что и Всесоюзные олимпиады по информатике. В 1992 году было принято новое Положение о Всероссийских олимпиадах школьников, согласно которому третий этап стал проводиться органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а заключительный этап— Министерством образования Российской Федерации. Победители третьего этапа олимпиады всех субъектов Российской Федерации приглашались сразу для участия в заключительном этапе олимпиады.

В 1992-1996 годах столицей олимпиадного движения по информатике был г.Троицк Московской области, что было связано с наличием там специализированного Троицкого центра информатики «Байтик» и, как следствие, хорошим компьютерным оснащением. В 1997-1999 годах заключительный этап олимпиад проводился в Санкт-Петербурге. В последующие годы успешное развитие экономики страны и возросшее внимание федеральных и региональных органов управления образованием вопросам информатизации образования позволили существенно расширить географию проведения заключительного этапа всероссийских олимпиад по информатике: в период с 2000 по 2007 Олимпиада проводилась в городах Троицке, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Тверской области, Новосибирске, Кисловодске, Челябинске.

За время проведения всероссийских олимпиад по информатике и программированию для школьников накоплен огромный организационный опыт, налажено взаимодействие различных звеньев в системе подготовки одаренных молодых специалистов в области информатики и информационных технологий, вносящих существенный вклад в развитие информатизации страны.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Каково основное предназначение турнирных и соревновательных форм школьных проектов?

2. Перечислите наиболее распространённые формы турнирных и соревновательных проектов школьников?

3. Охарактеризуйте типичные задачи, решаемые при использовании турнирных и соревновательных форм проектов.

4. В чем особенность компьютерных моделирующих сред?

5. Составьте хронологию Всероссийских (Всесоюзных) олимпиад по информатике.

 

Литература

 

1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. «Школьные олимпиады» 2-4 классы. «Айрис пресс», М., 2005.

  1. Кирюхин В.М. XIII Всесоюзная олимпиада школьников по информатике. Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2001.— №18.
  2. Кирюхин В.М. XIV Всероссийская олимпиада школьников по информатике. Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2002.— №18
  3. Кирюхин В.М. XV Всероссийская олимпиада школьников по информатике . Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2003.— №19
  4. Кирюхин В.М. XVI Всероссийская олимпиада школьников по информатике . Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2004.— №20
  5. Кирюхин В.М., Лапунов А.В., Окулов С.М. Задачи по информатике. Международные олимпиады 1989-1996 гг. — М.: ABF, 1996. — 272 с.
  6. Брудно А.Л., Каплан Л.И. Московские олимпиады по программированию. Под ред. акад. Б.Н. Наумова.— 2-е изд., доп. и пераб. — М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 208 с.

 

 

Цели, виды, методы, формы, способы и основные условия

эффективности проверки обученности

Рассмотрим основные цели, виды, методы, формы, способы и условия эффективности проверки степени обученности учащихся по информатике, основные качества устного ответа, подлежащие его оценке, а также главные характеристики проверяемых знаний, умений и навыков как в теоретическом, так и в их практическом аспекте.

1. Основные цели проверки:

– педагогический контроль за степенью обученности учащихся;

– обобщение и закрепление ранее сформированных знаний, умений и навыков учащихся;

– оценка эффективности и результативности собственной учебно-познавательной и самообразовательной деятельности каждого учащегося персонально.;

– самоконтроль и самоанализ преподавателя за результатами своей учебной деятельности.

2. Виды проверки:

– текущая проверка степени обученности за предыдущие занятия;

– тематический (рубежный) учет уровня обученности.

– итоговая проверка степени обученности учащихся по данному предмету (зачет, экзамен).

3. Методы проверки обученности:

– индивидуальная проверка степени обученности каждого учащегося (устный опрос, опрос по карточкам, опрос с использованием ЭВМ и т.п.);

– фронтальная проверка обученности всех учащихся группы;

– комплексная проверка (сочетание индивидуальной письменной проверки отдельных учащихся с фронтальной устной проверкой остальных).

4. Формы проверки степени обученности:

– устная проверка знаний;

– письменная и графическая проверка знаний, умений и навыков;

– практическая проверка сформированных умений и навыков;

– тестирование (здесь важны такие тесты, которые проверяли бы не только запоминание, при которых возможно и угадывание, а в большей степени «понимание» теории обучающимся в первую очередь).

5. Способы проверки знании, умений и навыков у обучающихся:

– пересказ текста, воспроизведение правил, определений, формулировок и т.п;

– ответы на вопросы, характеризующие «понимание» воспроизводимого текста проверяемым;

– чтение наизусть стихов и прозы;

– написание диктанта, изложения, сочинения и т.п.;

– изготовление и объяснение схем, чертежей и других графических материалов;

– решение учебной задачи;

– практические работы в мастерских, учебных лабораториях и т.п.;

– осуществление измерений, вычислений и расчетов;

– изготовление чего-либо в ходе занятий или дома;

– работа со справочной литературой с целью нахождения необходимой для данного занятия (учебного предмета) информации.

6. Основные условия эффективности проверки:

– всесторонний характер проверки;

– ее систематичность и регулярность;

– объективность и доброжелательность преподавателя по отношению к обучаемому;

– индивидуальный подход на основе изучения и знания психологических и индивидуальных особенностей данной личности;

– оценка прочности, глубины и осознанности сформированных знаний.

В последние годы функции учителя в плане реализации принципа прочности, глубины и осознанности знаний стали и корне отличаться от его функций в 30-40-е годы. В те годы он чаще всего выступал как единственный и универсальный источник большого объема новой информации, старался на каждом уроке дать ее как можно больше. В настоящее время его функция стала прямо противоположной - не дать как можно больше информации, а отобрать самое главное, самое существенное, научить учащихся самостоятельно найти это главное в большом информационном потоке.

Под прочностью знаний учащихсяпонимается то, насколько они способны оперировать в практической и учебной деятельности теми теоретическими знаниями, которые получены ранее, особенно за предыдущие годы обучения. Глубину знанийучащихся характеризует количество прочно усвоенных правил, понятий, определений, законов и т.п. Осознанность знанийопределяется, прежде всего, пониманием причинно-следственных связей теоретического материала и умением осознанно применять их на практике в соответствии с поставленными целями и задачами. Принцип прочности, глубины и осознанности знанийнаходит свое воплощение и отражение и в содержании учебного материала, а в целом и в содержании того образования, которое получают учащиеся.

Таким образом, качество знаний учащихся и есть совокупность этих рассмотренных показателей в дополнение к такому понятию как системность этих знаний.