Событие – это главное обстоятельство внутри куска, которое определяет действие.
Предлагаемое обстоятельство, меняющее и определяющее моё действие, то обстоятельство, с которым я нахожусь в столкновении – называется событием.
ЧАСТЬ 2
Существует нечто между событиями. События переходят одно в другое, и наше существование течёт в этих предлагаемых обстоятельствах.
В поворотных моментах между событиями, когда меняется действие (задача) существует важнейший процесс, который мы называем ОЦЕНКОЙ., что тесно связано с РИТМОМ.
У каждого человека есть свой объект внимания, связанный с действием.
Момент оценки – перенос внимания на новый объект. Затем идёт второй момент – процесс собирания признаков. В этом процессе есть высшая точка (высший признак этого процесса оценки). Затем следует 3-я часть процесса – установление отношений к новому событию, что является началом нового действия и нового ритма.
Оценка – самый точный критерий существования артиста в предлагаемых обстоятельствах. Между всеми событиями всегда лежит процесс оценки. Темп зависит от предлагаемых обстоятельств.
Оценка – это процесс, происходящий между событиями. Оценка выводит нас из жизни в одном событии и приводит к жизни в другом. Вне оценки невозможно перейти из одного события в другое.
Действие внутри куска может перейти в новое событие, если это действие исчерпано и, пройдя процесс оценки, возникает в новом событии.
СОБЫТИЕ
Г.А.Товстоногов.
Декабрь, 1970г.
Анализируем жизненный процесс человека по принципу отбора основополагающих предлагаемых обстоятельств. Необходимо найти главнейшее П.О. Это обстоятельство и есть СОБЫТИЕ.
Человек находится в непрерывной цепи событий. Вне событий нет существования. Событие нельзя понимать в бытовом смысле слова. Всё, что на данном отрезке является ведущим главным препятствием, определяет не только действие, но и событие, в котором это действие ведётся. Например, у Гоголя для старосветских помещиков событие – ежедневный обед.
Для человека, читающего на пляже, занятого исключительно собой, своим отдыхом, в малом круге П.О. повернуться на другой бок – уже событие.
Сумма П.О., объединённая одной задачей, составляет кусок жизни. Задача побеждает или побеждают обстоятельства -меняется задача. Соответственно меняется кусок.
Кусок определён неким обстоятельством. Вся жизнь в куске проходит под знаком события, с которым мы в борьбе.
- допустим, Ваш приход на лекцию для меня событие, но А.И. дёргает меня за то, что я не так сижу. Я отвлекаюсь на А.И., а затем снова слушаю Г.А. Что это?
Г.А. – Лекция, а не приход сам по себе событие, определяющее на данный отрезок ход жизни.
Три вида событий:
А) объективные
Б) лежащие в партнёре
В) лежащие в себе самом
Мы всегда в комплексе непрерывно меняющихся обстоятельств. Но событием будет только поворотное для жизни обстоятельство.
- Допустим, парня бросила девушка, его жена, вернулась домой, а родители её выгнали…
Г.А. – Это всё находится в области большого круга предлагаемых обстоятельств. Мы всё время зависим от этого, но, говоря о событии, мы имеем в виду малый круг, ежесекундное моё поведение. Здесь всегда одно событие, одна задача.
Например: готовлюсь в Костроме к приёмным экзаменам в МГУ. Это большой круг П.О., который диктует мне поведение вплоть до расписания на каждый день (средний круг). Сейчас я хочу спать, а мне надо прочесть ещё 15 страниц (малый круг). Может быть обстоятельство, которое выбьет меня из основной цели. Всё время существует соотношение между большим, средним и малым кругами П.О.
Действие существует только в борьбе с событием. Если вам надо придти на урок, то действием (задачей) это станет в том случае, если вы тяжело ранены и придёте ценой преодоления.
Способ отбора жизни (отбора П.О.) диктует то, что мы называем событием.
Драматическая кульминация наступает только тогда, когда событие большого круга смыкается с событиями малого круга (поединок Гамлета с Лаэртом).
Большие актёры умеют в малом круге обстоятельств нести в себе большой круг обстоятельств, т.е. сверхзадачу.
Гениальность игры актёра – безусловно, в умении держать большой круг П.О., уметь свою микро-жизнь на сцене наполнить большой задачей.
- Человек не знает, что с ним произойдёт, а актёр знает?
Г.А. – Актёр знает, а персонаж нет. Ну и что?
- А если персонаж заранее знает о событии, будет ли событие?
Г.А. – Будет событие! Всё дело в мере неожиданности. Партизаны заложили бомбу и ждут взрыва. В обоих случаях - будет взрыв или нет – событие состоится.
Для чего надо было Гоголю в первом акте «Женитьбы» делать для героя событием каждый приход слуги? Для того, чтобы мы в полной мере оценили, что такое для этого человек прыжок в окно в последнем акте.
На жизнь можно смотреть в микроскоп и телескоп, но принцип наш остаётся в силе.
Самое точное для меня событие то, которое устанавливает действие. Новая линия устанавливается только в третьем моменте оценки.
- Какая последовательность события и оценки, когда я сам хочу вызвать определённое событие? Предположим я следователь, я хочу, чтобы допрашиваемый «раскололся».
Г.А. – Это цель, но ещё не событие. Первое событие – раз повторил показания, два, три, а в четвёртый раз сбился, и я его уличил. Я, следователь, живу в П.О. допроса: действую, имея определённую цель – доказать виновность (средний круг П.О.). а малый круг: уличить, заставить сознаться. И, если поймал – событие. Но прежде чем начать действовать (в новом событии, в новых обстоятельствах), я оцениваю событие.
Событие не мгновение, а этап. Событием называется обстоятельство, меняющее моё действие.
Кусок определяет границы события. Вся жизнь куска проходит под знаком события, с которым мы в борьбе.
Существует два признака смены куска (события):
1. Вклинилось новое событие.
2. Задача внутри куска исчерпала себя, достигла цели.
В нашем примере действие внутри куска (следствие) переходит к новому событию, когда я «поймал».
Действие исчерпало себя и начинается новое действие, в новом событии после этапа оценки.
А.Лебедев – как это в новом событии? Событие же в конце действия?
Г.А. – Мы постоянно живём в событии, наш урок – событие, т.е. главное П.О.
А.Лебедев – Но для меня может быть другое П.О. главным? Например, я хочу спать.
Г.А. – А что мешает? – Урок!.. Всё равно все вы живёте в П.О. урока, но у каждого из вас своё существование, своя тонкость в этом деле. Тут устанавливается ОТНОШЕНИЕ (четвёртый признак оценки), которое проявляется в разновидности действий в едином для нас событии.
Допустим, Вы хотите занять у Арье три рубля и ждёте перемены, т.е. опять же находитесь в конфликте с событием.
С другой стороны, П.О. пляжа одни для всех, но у каждого свои события. Общее событие может появиться только тогда, когда все объединены.
М.Л.Рейхельс – Все на пляже объединены, когда, предположим, кто-нибудь тонет. Даже, если кому-нибудь наплевать, это уже отношение к единому для всех событию «тонет».
– Если Вы хотите в чём-то убедить А.И., а он Вам говорит: «Я согласен». Что это? Г.А. – Действие исчерпано изнутри. Это для меня событие, т.к. я, оценив его, могу начать новое действие, вхожу в новое событие. Событие не момент согласия. Согласие – это финал события под названием «не убеждаемый Кацман». «Я согласен», - не событие, а конец длинного процесса.
- Разорвался вдруг мне с трудом доставшийся билет. Склеиваю. Не знаю, пройду или нет в театр.
Г.А. – И что дальше?.. Сейчас события пока нет. Если бы Вы не пошли в театр, тогда произошло бы событие.
- У нас идёт занятие, а входит уборщица и говорит: «Поздно, институт закрыт».
Г.А. – Если кто-то вошёл, объявил, а мы продолжаем заниматься, это не было бы событием для нас. Если же мы уходим, тогда произошло событие.
Событие – это та протяжённость жизни, тот процесс, который вызван сообщением, а начался с изменения моего действия.
- Рабочего вызвали в местком. Ему нужно оправдать свои прогулы. Вдруг он слышит «Война!».
Г.А. – Его задача – придумать оправдание. «Война!» - это большой круг, который врезался в малый. Круги П.О. взаимопереходны.
Событие – цикл. Вся жизнь состоит из этих циклов. Между ними – оценка. Из событийного ряда сложится сквозное действие. Вскрывать событие следует с т.з. (такое сокращение в конспекте) сквозного действия.
Событие – это то, что должен понять зритель.
Р.А.Сирота – Я всегда танцую от того, что должен понять зритель в результате сцены. Должна у него остаться надежда, что это поправимо или нет?
Г.А. – Состояние не управляет нами. Мы изучаем действие, т.е. то, что сознательно.
Гениальность Станиславского в том, что он нашёл путь от сознательного к бессознательному. Он нашёл путь обнаруживания подлинных чувств. Если заговорило подлинное действие, то оно вытягивает за собой и эмоции, и чувства.
Мы видим результат через поступки, через действие, а не через изображение чувств.