Формы и методы обучения информатике


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

ТЕМА 8.

Карта анализа и оценки эффективности уроков

По итогам проведенных учителем уроков заполняется «Карта анализа и оценки эффективности уроков».

 

 

проведенных учителем школа № _______ ______________ округа г.__________

 

Учитель-наставник____________________________________________________

 

№ параметра Дата проведения и оценки эффективности урока
             
А Б А Б А Б А Б А Б А Б А Б
1.1                            
1.2                            
1.3                            
1.4                            
1.5                            
2.1                            
2.2                            
2.3                            
2.4                            
3.1                            
3.2                            
3.3                            
3.4                            
4.1                            
4.2                            
4.3                            
4.4                            
4.5                            
4.6                            
4.7                            
5.1                            
5.2                            
5.3                            
5.4                            
5.5                            
Эффективность урока                            

 

Отметим, что для диагностики профессиональной деятельности учителя информатики в перечень показателей, подлежащих оценке в рамках системного анализ урока необходимо добавить умения и навыки, характеризующие уровень его информационной культуры и навыков применения информационных и коммуникационных средств обучения на уроке, в частности:

- наличие и эффективность информационных и коммуникационных средств обучения при использовании различных оргформ учебного процесса;

- степень целесообразности, рациональности и эффективности использования информационных и коммуникационных средств обучения;

- степень целесообразности и эффективности применения компьютеризированных методов контроля знаний учащихся на уроке;

- степень обучающего и воспитывающего воздействия средств ИКТ на учащихся.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие методической системы учителя, каковы её признаки, структура и компоненты?

2. Что понимается под методическим стилем учителя?

3. Формирование каких слагаемые методического стиля, на Ваш взгляд, является первоочередным для учителя информатики?

4. Какие качества учителя оцениваются в рамках системного анализа урока?

 

Литература

1. Монахов, В.М., Нижников А.И. Проектирование траектории становления будущего учителя / В.М. Монахов, А.И. Нижников // Школьные технологии. —2000.— № 6. — С. 100-115.

2. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. — 2001. — № 5. — С. 75-89.

3. Монахов, В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) / В.М. Монахов // Школьные технологии. — 2000. — № 3. — С. 65.

4. Монахов, В.М. Технологии проектирования учебного процесса / В.М. Монахов // Школьные технологии. — 2000. — № 3. — С. 50-65.

5. Монахов, В.М., Смыковская Т.К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В.М. Монахов, Т.К. Смыковская // Школьные технологии. — 2001. — № 4. — С. 48-64.

6. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК / В.П. Симонов. – М., Международная педагогическая академия, 1995. – 192 с.


 

 

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются:

- постоянный состав учебных групп учащихся;

- строгое определение содержания обучения в каждом классе; 1

- определенное расписание учебных занятий;

- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

- ведущая роль учителя;

- систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Классно-урочная система организации учебного процесса, восходящая от выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского (1592—1670), является основой структурной организации отечественной школы на протяжении почти всей истории её существования. Как показывает весь (пока незначительный) опыт, который накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы — урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т.п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

Вместе с тем следует заметить, что со времен Я.А. Коменского и до наших дней взгляды на формы организации учебного процесса в мировой практике не оставались неизменными. Зарубежный педагогический опыт от начала XIX в. до современного периода накопил целый ряд подходов, получивших широкую известность. Среди них белль-ланкастерская форма организации занятий, мангеймская система, дальтон-план, план Трампа. В условиях внедрения в учебный процесс школы кабинетов вычислительной техники (КВТ) и поисков новых эффективных форм организации обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) весь известный опыт должен быть подвергнут критическому анализу, с тем, чтобы все прогрессивное стало достоянием нашей практики. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока, что делает ещё более актуальным поиск новых организационных форм обучения, которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс.