Принципы менеджмента.
Лекция 2.
Лекция 1.
Введение в менеджмент
Менеджмент- это управление людьми в рамках разнообразных организаций; это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивацию персонала. Организация характеризуется: целями, задачами, людьми, технологиями, структурой .
Функции управления: 1.планирование,2.организация,3. мотивация,4.контроль
Связующие процессы: 1.коммуникации,2.модели и методы принятие решений,3. процессный подход,4.системный подход,5. Ситуационный подход,6.социальная ответснвенность,7.этика бизнеса.
Причины необходимости изучения менеджмента:1.изучить опыт других стран в области управления,2.лучше понять партнёров по бизнесу,3.значительно повысить конкурентоспособность фирм,4.лучше подготовить управленческие кадры.
В США в основном суть обучения заключается том, что менеджеры предназначены для работы с людьми .
Современный менеджмент
Особенности:1. С.М. чётко относится к инновациям и эффективно их использует.2.эффективная организация труда.3.С.М. менеджмент основывается на предвидении изменений.
Требования к менеджерам: 1.знать теорию и практику менеджмента. 2. Менеджер должен знать, какими качествами должен обладать руководящий работник. 3.должен знать культуру менеджмента.4. иметь представление о риске управления организацией и его возможной границе .5.иметь представление о структуре организации.6.иметь представление о коммерческой информации. 7.рационально оценивать ситуацию на фирме и на рынках, где работает фирма. 8.принимать рациональные решения в соответствии с теорией менеджмента об управленческих решений.
9.уметь выбрать оптимальную стратегию для фирмы. 10.уметь эффективно руководить людьми для достижения целей организации. 11.предавать большое значение стимулированию работников.
Состав менеджмента:
1. Теория руководства
2. Искусство управления
3. Практика управления
Если рассматривать менеджмент как комплексную систему, то она состоит из следующего:
- цели
- принципы
- правила - информационное обеспечение менеджмента
- функции - технология менеджмента
- кадры менеджмента - техника управления
- методы
- структура управления
Основные принципы менеджмента:
1. Здравый смысл
2. Дисциплина
3. Справедливое отношение к персоналу
4. Надёжный, полный, точный учёт
5. Вознаграждения за хорошие показатели труда
Современные принципы менеджмента:
1. Приоритет потребителя
2. Доступные цены
3. Высокое качество продукции
Новые принципы менеджмента:
1. Постоянное обучение персонала
2. Возрастание роли неформальной организации
3. Применение инновационных технологий
4. Ориентация на социальные интересы
Организация и процесс её управления
Организация –это группа людей, которая должна удовлетворять свои личные требования.
Требования:
1. Наличие 2 человек, которые считают себя организацией
2. Наличие хотя бы 1 цели для организации
3. Наличие членов группы, которые намерены достичь цели организации
Организация –это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели организации.
Законы организации:
1. Закон синергии – заключается в том, что потенциал и возможности организации , как единого целого превышают сумму его отдельных элементов. Это обусловлено дополнением и поддержкой этих элементов.
2. Закон сохранения- пропорциональность между организацией и её отдельными элементами.
3. Закон композиции, заключается в том, что функционирование элементов подчинено общим целям организации.
4. Закон информируемости.
5. Закон самосохранения, заключается в том, что любая организация , как и отдельные её элементы, старается сохранить себя, как единое целое, что возможно при соблюдении следующих условий:
- экономия ресурсов организации
- недопущение серьёзных нарушений в деятельности организации
- расширение сферы деятельности организации
6. Закон онтогинеза– развитие любой организации состоит из следующих фаз:
- восстановление
- развитие
- угасание
Общие характеристики организации:
1. Ресурсы (люди, капитал, технологии, материалы, информация)
2. Зависимость от внешней среды (политика, экономические условия, законы)
3. Горизонтальное разделение труда
4. Вертикальное разделение труда
5. Управление по Минсбергу
Роли руководителей:
1. Межличностные (главный руководитель фирмы, лидер, связующее звено)
2. Информационные роли (приёмщик информации, руководитель информации, представитель информации)
3. Роли по принятию управленческих решений –(предприниматель, устраняющий нарушения в работе организации, распределитель ресурсов)
Существуют следующие уровни в управлении организации:
1. Уровень первого звена (ген. Директор, лидер)
2. Уровень среднего звена (менеджеры, которые контролируют низовое звено)
3. Уровень низового звена (технический уровень)
Управление , направленное на успех.
Составляющие успеха организации:
1. Выживание
2. Результативность и эффективность
3. Производительность
4. Практическая реализация