Принципы менеджмента.


Лекция 2.

Лекция 1.

Введение в менеджмент

Менеджмент- это управление людьми в рамках разнообразных организаций; это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивацию персонала. Организация характеризуется: целями, задачами, людьми, технологиями, структурой .

Функции управления: 1.планирование,2.организация,3. мотивация,4.контроль

Связующие процессы: 1.коммуникации,2.модели и методы принятие решений,3. процессный подход,4.системный подход,5. Ситуационный подход,6.социальная ответснвенность,7.этика бизнеса.

Причины необходимости изучения менеджмента:1.изучить опыт других стран в области управления,2.лучше понять партнёров по бизнесу,3.значительно повысить конкурентоспособность фирм,4.лучше подготовить управленческие кадры.

В США в основном суть обучения заключается том, что менеджеры предназначены для работы с людьми .

Современный менеджмент

Особенности:1. С.М. чётко относится к инновациям и эффективно их использует.2.эффективная организация труда.3.С.М. менеджмент основывается на предвидении изменений.

Требования к менеджерам: 1.знать теорию и практику менеджмента. 2. Менеджер должен знать, какими качествами должен обладать руководящий работник. 3.должен знать культуру менеджмента.4. иметь представление о риске управления организацией и его возможной границе .5.иметь представление о структуре организации.6.иметь представление о коммерческой информации. 7.рационально оценивать ситуацию на фирме и на рынках, где работает фирма. 8.принимать рациональные решения в соответствии с теорией менеджмента об управленческих решений.

 

9.уметь выбрать оптимальную стратегию для фирмы. 10.уметь эффективно руководить людьми для достижения целей организации. 11.предавать большое значение стимулированию работников.

 

Состав менеджмента:

1. Теория руководства

2. Искусство управления

3. Практика управления

 

 

Если рассматривать менеджмент как комплексную систему, то она состоит из следующего:

- цели

- принципы

- правила - информационное обеспечение менеджмента

- функции - технология менеджмента

- кадры менеджмента - техника управления

- методы

- структура управления

 

Основные принципы менеджмента:

1. Здравый смысл

2. Дисциплина

3. Справедливое отношение к персоналу

4. Надёжный, полный, точный учёт

5. Вознаграждения за хорошие показатели труда

Современные принципы менеджмента:

1. Приоритет потребителя

2. Доступные цены

3. Высокое качество продукции

Новые принципы менеджмента:

1. Постоянное обучение персонала

2. Возрастание роли неформальной организации

3. Применение инновационных технологий

4. Ориентация на социальные интересы

Организация и процесс её управления

Организация –это группа людей, которая должна удовлетворять свои личные требования.

Требования:

1. Наличие 2 человек, которые считают себя организацией

2. Наличие хотя бы 1 цели для организации

3. Наличие членов группы, которые намерены достичь цели организации

Организация –это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели организации.

Законы организации:

1. Закон синергии – заключается в том, что потенциал и возможности организации , как единого целого превышают сумму его отдельных элементов. Это обусловлено дополнением и поддержкой этих элементов.

2. Закон сохранения- пропорциональность между организацией и её отдельными элементами.

3. Закон композиции, заключается в том, что функционирование элементов подчинено общим целям организации.

4. Закон информируемости.

5. Закон самосохранения, заключается в том, что любая организация , как и отдельные её элементы, старается сохранить себя, как единое целое, что возможно при соблюдении следующих условий:

- экономия ресурсов организации

- недопущение серьёзных нарушений в деятельности организации

- расширение сферы деятельности организации

6. Закон онтогинеза– развитие любой организации состоит из следующих фаз:

- восстановление

- развитие

- угасание

Общие характеристики организации:

1. Ресурсы (люди, капитал, технологии, материалы, информация)

2. Зависимость от внешней среды (политика, экономические условия, законы)

3. Горизонтальное разделение труда

4. Вертикальное разделение труда

5. Управление по Минсбергу

Роли руководителей:

1. Межличностные (главный руководитель фирмы, лидер, связующее звено)

2. Информационные роли (приёмщик информации, руководитель информации, представитель информации)

3. Роли по принятию управленческих решений –(предприниматель, устраняющий нарушения в работе организации, распределитель ресурсов)

Существуют следующие уровни в управлении организации:

1. Уровень первого звена (ген. Директор, лидер)

2. Уровень среднего звена (менеджеры, которые контролируют низовое звено)

3. Уровень низового звена (технический уровень)

 

Управление , направленное на успех.

Составляющие успеха организации:

1. Выживание

2. Результативность и эффективность

3. Производительность

4. Практическая реализация