Речь как средство связи.
Речь как средство связи
Простейшие средства связи
ЛЕКЦИЯ 1
Курс лекций
С р е д с т в с в я з и
И с т о р и я
А. В. Островский
Дисциплина: История мировой и отечественной связи
Темы лекций:
ЛЕКЦИЯ 1. Простейшие средства связи
ЛЕКЦИЯ 2. Почта
ЛЕКЦИЯ 3. Телеграф
ЛЕКЦИЯ 4. Телефон
ЛЕКЦИЯ 5. Радио
ЛЕКЦИЯ 6. Телевидение
ЛЕКЦИЯ 7. Интернет
ЛЕКЦИЯ 8. Итоги третьей информационной революции
План:
2.Звуковые средства связи
3.Визуальные средства связи
Литература
А) Обязательная
Островский А.В. История средств связи. СПб., 2009. С.5-20.
Б) Дополнительная
Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения. Минск, 1977.
Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.
Все средства связи можно разделить на два вида: естественные и искусственные, а искусственные - на механические и электрические. Их возникновение и развитие являются результатом возникновения и развития человеческого общества.
Обобщив наблюдения своих предшественников и опираясь на достижения современной ему науки, Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) сформулировал следующую теорию функционирования жизни на Земле.
Главным источником энергии, потребляемой биологическими организмами на нашей планете, является Солнце. Достигая земной поверхности, солнечная энергия посредством фотосинтеза перерабатывается растениями в биологическую энергию и в таком виде аккумулируется ими. Растения служат пищей для травоядных животных, травоядные – для хищных.
Колебания солнечной активности имеют своим следствием сокращение или же увеличение биомассы растений. В зависимости от этого сокращается или увеличивается численность животных.
Первоначально размножение людей полностью зависело от названной закономерности. С того момента, когда началось ее преодоление, можно датировать зарождение человеческого общества. Этот процесс был связан с формированием человека современного вида и выделением его из животного мира.
Нашим предком, по всей видимости, был дриопитек, обитавший в зоне тропиков и субтропиков несколько миллионов лет назад. Дриопитек жил на деревьях и питался растительной пищей. Позднее (по одним данным - 5 миллионов, по другим - 1 миллион лет назад) сформировался тип первобытного человека, получивший название австралопитек. Он отличался от своего предшественника тем, что передвигался на двух конечностях, использовал в пищу мясо и был знаком с каменными орудиями.
Период использования каменных орудий получил название «каменного века». Каменный век подразделяют на три периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). В свою очередь палеолит подразделяют на три подпериода: ранний (нижний), средний и поздний (верхний).
По мнению специалистов, для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45-40 тыс., верхний палеолит – 12-10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад.
Особое значение для антропогенеза имело овладение человека огнем. С этого начался рост энерговооруженности людей, ослабление их зависимости от природы. Первоначально человек использовал огонь, который возникал в результате пожаров, затем, по некоторым сведениям, примерно 40 тыс. лет до н.э., научился получать его сам.
Ф. Энгельс(1820-1895) писал, что овладение огнем «впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».
Действительно, овладение огнем совпадает с завершением процесса антропогенеза. Австралопитек имел мозг объемом до 600 см3, питекантроп - около 900 см3., неандерталец - 1400 см3. Примерно 40-30 тыс. лет назад сформировался современный тип человека, получивший название Homo sapiens, или «человек разумный». Объем его мозга был равен 1500 (1820-1895)см3, что соответствует объему мозга
современного человека.
Одна из особенностей человека заключается в том, что его деятельность определяется не только врожденными, но и приобретенными рефлексами. Причем приобретенные рефлексы играют в его жизни главную роль.