Сигнальные устройства


Сигнал – условный знак, с помощью которого передается определенный приказ работникам железной дороги. Под словом «сигнал» зачастую понимается и сам приказ, и сигнальный прибор, с помощью которого этот приказ передается.

Порядок применения и показания сигналов определяются Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ).

 

Классификация сигналов

По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.

Звуковые сигналы различаются числом и сочетанием звуков разной продолжительности. Подаются свистками локомотивов, свистками, духовыми рожками, звонками, петардами.

Видимые сигналы различаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний.

По времени применения: дневные, ночные и круглосуточные.

Дневные сигналы: диски, щиты, флажки, сигнальные указатели.

Ночные: фонари, прожекторы, факел-свечи.

Круглосуточные: светофоры, маршрутные указатели, световые указатели, сигнальные знаки со светоотражателями.

Все звуковые сигналы – круглосуточные.

Кроме того, сигналы подразделяются на постоянные и переносные.

Основным сигнальным прибором, предназначенным для передачи приказа с пути на локомотив является светофор.

По назначению светофоры подразделяются на:

входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;

маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;

проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой;

прикрытия – для ограждения мест пересечения железных дорог в одном уровне, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

заградительные – требующие остановки поезда при опасности для движения на переездах, искусственных сооружениях, обвальных местах, для ограждения составов на станционных путях;

предупредительные – заблаговременно предупреждающие машиниста о показании основного светофора (на участках оборудованных электрической централизацией и автоблокировкой каждый светофор является предупредительным к следующему);

повторительные – для оповещения машиниста поезда о разрешающем показании основного светофора, когда видимость основного светофора не обеспечивается;

локомотивные – для предупреждения машиниста о показании путевого светофора, к которому приближается поезд, может использоваться и как самостоятельное средство сигнализации (АЛСО);

маневровые – разрешающие или запрещающие маневровые передвижения в пределах станции;

горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки.

Один светофор может выполнять несколько функций (выходной светофор, совмещенный с маневровым; проходной с заградительным и т. д.).

По конструкции светофоры подразделяются на мачтовые, карликовые, размещаемые на мостиках или консолях.

По используемой светооптической системе – на линзовые, прожекторные и светодиодные.

По режиму горения сигнальных огней – на нормально горящие, нормально не горящие, немигающие и мигающие.

 

На железной дороге используется пять сигнальных цветов. Три из них являются основными: красный, желтый и зеленый.

Красный свет требует остановки поезда.

Желтый – разрешает движение с уменьшенной скоростью.

Зеленый – разрешает движение с установленной скоростью.

Два дополнительных цвета: синий и белый. Кроме того, в белом цвете различают три оттенка: лунно-белый, молочно-белый и прозрачно-белый.

Синий свет запрещает маневры.

Лунно-белый разрешает маневры.

Молочно-белый применяется на стрелочных указателях при движении без отклонения по стрелке.

Прозрачно-белый огонь применяется в маршрутных указателях, в буферных фонарях и прожекторах локомотивов.

Сигнальные показания передаются горением одного, двух или трех огней светофора.

При движении поезда с отклонением по стрелочным переводам используются два желтых огня, нижний из них всегда немигающий. При движении поезда с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок (1/18 или 1/22) показание светофора дополняется соответственно одной или двумя зелеными светящимися полосами.

Показания поездных светофоров должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 1000 м, в кривых – не менее 400 м, в сильно пересеченной местности – не менее 200 м. Показания маневровых светофоров должны быть различимы с расстояния не менее 200 м.