Платон понимал под истиной определенные неизменные качества идеальных объектов.


Понятие истины в истории философской мысли.

Лекция № 14. Проблемы истины в философии.

1. Понятие истины в истории философской мысли.

2. Критерии истины.

 

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все элементы философской теории познания концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшийся истиной.

Вместе с тем понимание истины в истории философии было не однозначным.

Аристотель - соответствие наших знаний объективной реальности; Кант - видел истину в априорных формах бытия;

Гегель - в процессе достижения абсолютной идеи через рациональные формы познания;

Юм сводил истину к ощущениям субъекта и практически ее отрицал;

А.И. Герцен полагал, что уважение к истине - начало мудрости.

В современной философии имеется несколько концепций истины:

1. Классическая (называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины). В западной философии классическую концепцию истины именуют иногда теорией соответствия или корреспондентской теорией истины. Согласно ей истина - этоправильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная (внутренняя связь) концепция рассматривает истину как соответствие, согласование одних знаний другим, более общим. Быть истинным - значит быть элементом непротиворечивой системы.

3. Прагматическая концепция определяет истину как соответствие знаний действительности, как полезное, практически эффективное знание.

4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода.

6. Неотомистическая концепция: истина - это божье откровение.

7. Диалектико-материалистическая концепция (истина представляет собой единство абсолютного и относительного).

Нельзя, конечно, взять из множества концепций одну и признать ее единственно верной.

Критический анализ этих концепций оказывается полезным, именно потому, что позволяет лучше себе представить все трудности на пути к подлинно научной теории истины.

Процесс познания истины - негладкий путь. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания, каждая из которых имеет свою специфику.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

Заблуждения многообразны по своим формам.

Следует, напр.,различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские. Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Аксиологический (оценочный)) аспект в познании выражается категориями «правда» и «ложь».

 

Под правдой обычно понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое – это не только и не столько истинное, сколько правильное, честное и справедливое с точки зрения конкретного субъекта. Поэтому говорят: правда у каждого своя, а истина – конкретна, она носит всеобщий, универсальный характер.

 

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи.

Ложь - преднамеренное искажение истины в чьих-то корыстных интересах с целью ввести кого-либо в обман и связанная с этим передача заведомо ложного знания, дезинформация.

Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности.

Напр., это ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение, принципов и правил логики и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел.

Ошибки подразделяются на:

Ø Фактические (по содержанию);

Ø Логические (связанны с неправильным построением мысли, нарушением правил логики).

Последние делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы).

 

Г.Галилей: «Избегать ошибок при наблюдении невозможно».

И.В.Гёте: «До тех пор, пока человек стремится все вперед и вперед, он блуждает».

Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов его получения.

Современный материализм подходит к проблеме истины с точки зрения отражения объективной реальности в человеческом сознании.

Истина - это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует вне и независимо от сознания субъекта.

Иными словами - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее сним, это верное, правильное отражение действительности - вживом созерцании или в мышлении.

Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реально существующим объектом, адекватное отражение которого определяет объективное знание о нем.

Объективная истина (объективность знания) - это содержание знаний о действительности, которое определяется объектом, и не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества.

Напр., суждение «Земля - планета солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность - значит признавать объективную истину.

Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна. Вне человеческого сознания она не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение - форма мышления, существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержание знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный особенностями познающего субъекта, а также уровнем достигнутого знания, применением познавательных процедур и т.д.

Таким образом, истина содержит в себе оба момента - и объективное, и субъективное, представляет их единство.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеют свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) — это знание, тождественное своему объекту, и поэтому оно не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

Абсолютная истина понимается:

• как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

• как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) - это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания.

Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существуют две крайние позиции в понимании соотношения абсолютного и относительного моментов вистине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Г.Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее.

Игнорирование определенности ситуаций, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - заблуждение. Например, положение «температура, при которой вода превращается в пар, равна 100ºС» истинно только тогда, когда атмосферное давление равно 760 мм ртутного столба. Суждение «сумма внутренних углов треугольника равна 180ºС» истинно в системе евклидовой геометрии и ложно в системе неевклидовой.

Понятие «абстрактная истина» имеет право на существование, но при одном условии - как момент, сторона развития познания к его основной цели - к конкретной истине.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная, конкретная и абстрактная истины - это не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

Другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритичной рефлексии, антиконьюнктурность, плюрализм знания и др.