Проблема сознания в истории философии.
Сущность сознания и его происхождение.
Лекция 12. Проблема сознания в философии.
1. Сущность сознания и его происхождение.
2. Структура и функции сознания. Сознательное и бессознательное.
Проблема сознания по-прежнему остается одной из самых трудных и самых загадочных. Она находится в центре внимания всех философских систем. Сознание, наряду с философией, изучают многие другие науки. К ним относятся: психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика и др.
Однако философское решение проблемы сознания имеет особое значение:
от его решения зависит определение роли и места человека в мире, специфики взаимоотношений его с окружающим миром;
она затрагивает исходные мировоззренческие методологические установки любого специально-научного направления.
Герцен А.И.: «Чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь - вспомнить, как человечество дошло до него»[16].
Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание или искру «божественного разума» или как нечто, возникающее в тайниках человеческой души.
Они утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух живет своей собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории.
Материализмвсегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материи.
По-разному подходили к этой проблеме мыслители в различные эпохи.
Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало.
Платон развивает идеалистическое учение о душе, душа для него - вечная «идея», бессменная сущность, отделенная от тела. Центральным в учении Платона является положение об идеях как о самостоятельно существующей субстанциональной действительности, определяющей собой и всю материальную реальность.
Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя, душа - организующий принцип органической жизни.
Он отличает три вида души - растительный, животный и разумный. Каждый из них относится к определенному уровню органической жизни: растению, животному, человеку, обладающему познающим и деятельным разумом.
Философ Нового времени Рене Декарт впервые вводит понятие сознания, отождествляя его с мышлением.
Г.Лейбниц заменил термин «сознание» понятием «апперцепция».
Джон Локк разделил точку зрения Декарта, согласно которой «сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме»[17].
Бенедикт (Барух) Спиноза считал, что мышление является самосознанием природы. В этом состоит его монизм.
Им.Кант исходил из принципа отличия сознания от бытия, которые представляют чуждый друг другу мир. По Канту, «Я мыслю», т.е. имею сознание. «Я» и есть сознание. Кант различает материалистическое и трансцендентальное сознание.
Гегель отождествляет бытие и мышление, для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи.
Наиболее разработанная и лучше согласующаяся с современным естествознанием философская концепция сознания остается, на наш взгляд, за материалистической школой:
· возникновение сознания - результат эволюционного развития живой материи, возникшей естественным путем из неживой материи;
· отражение- всеобщее свойство материи, заключаещееся в «воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе»[18];
· с каждой формой структурной организации материи соотнесена и особая форма отражения.
В настоящее время принято рассматривать следующие формы отражения:
• отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической);
• отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи;
· психическое отражение(существует у высших животных -позволяет пассивно фиксировать определенную ситуацию в системе чувственных образов и совершать соответствующие действия на уровне психического отражения, при этом сами образы и действия ими не осознаются, у животных отсутствует механизм самоанализа и самоконтроля, животное не выделяет себя из среды);
- отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи.
В основе отражения лежит принцип сигнализации, который имеет решающее значение в жизни животных и человека. Предупреждающее действие сигнала, или так называемое опережающее отражение, заранее готовит организм к определенной реакции. Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики - ощущениями, восприятиями, представлениями.
Согласно теории И. П. Павлова (1849-1936 гг.), это первая сигнальная система. У человека опережающее отражение осуществляется взаимодействием двух сигнальных систем - механизма речи и понятийного мышления.
Первый признак психических явлений - это отражательный характер, второй - их невидимость, неощутимость, внепространственность, недоступность чувственному восприятию, т.е. идеальность.
Идеальное - в противоположность объективно-реальному - есть нечто существующее не в действительности, а лишь в восприятии, представлении, воображении, мышлении.
В истории науки предпринимались неоднократные попытки отказаться от категории идеального. Так, вульгарный материалист К. Фогт, считал, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени»[19].
Одна из разновидностей вульгарного материализма - это рассмотрение психического как особо тонкой энергии, витающей в мироздании (А. Штумпф). Некоторые из них полагали, что всякая материя имеет психическую природу. «Душевный мир с его субъективной формой нашего ″Я″ есть лишь простая разновидность единой мировой энергии»[20].
Философская концепция сознания включает в себя несколько проблем, самой важной среди них является проблема сущности сознания.
Философский анализ сущности сознания предполагает рассмотрение его с различных сторон:
• онтологическом: как реальное существование мыслей и чувств;
• гносеологическом: как отражение действительности;
• феноменологическом: как направленность сознания на внутренний объект, смысл;
• ценностном (аксиологическом): как отношение к миру череззначимость духовных и материальных ориентиров;
• праксеологическом: как духовно преобразующее отношение к действительности и др.