Лекция 1. Мировоззрение его сущность и исторические типы.


Введение

Москва – 2011

Курс лекций

ФИЛОСОФИЯ

А.Н. СКАЛЕПОВ


Оглавление

Введение

Основная часть

Лекция 1. Мировоззрение его сущность и исторические типы

Лекция 2. Философия, генезис, природа, функции и роль в жизни общества


«Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным»

Платон (428/427-348/347 до н.э.) -

древнегреч. философ-идеалист

«Каждый народ тем более гражданствен и

образован, чем лучше в нём философствуют;

поэтому нет для государства большего

блага, как иметь истинных философов».

Рене Декарт (1596-1650) – фр.

философ-рационалист.

Главной целью изучения учебной дисциплины «Философия», входящей в ФГОС 3-го поколения, является формирование у студентов общекультурной компетенции (ОК-5): способности анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности.

По завершении освоения программы учебной дисциплины студент должен:

знать место и роль философии в общественной жизни, роль науки в развитии цивилизации;

уметьприменять философские методы постижения действительности;

владеть понятийным аппаратом философии в процессе анализа социально значимых проблем профессиональной деятельности.

Специфика философии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе гуманитарных наук и значение для практической деятельности юридических и таможенных кадров требуют от студентов глубокого и всестороннего освоения философской проблематики. Это расширит возможности формирования высокой мировоззренческой и методологической культуры, компетентности и профессионализма выпускников Юридического института. Тогда Вы будете успешными в настоящей и будущей жизни.


Раздел I. Философия, круг ее проблем, место и роль в обществе

Содержание раздела в дидактических единицах. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания.

«Философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – англ. философ, основоположник эмпиризма

1. Мировоззрение: понятие, сущность, структура.

2. Основные исторические типы мировоззрения.

Зададимся вопросов: «Зачем человеку нужна философия?» Философия нередко понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете, не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости.

Изучение философии – апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая дает умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать сомнению те или иные суждения, отделять существенное от не существенного, раскрывать взаимосвязи явлений действительности.