Вопрос 2: Понятие «мировоззрение». Роль мировоззрения в жизни общества и личности.
Мировоззрение – это относительно упорядоченная совокупность чувственных и мыслительнох образов ( =взглядов, =идей, воззрений) о человеке и мире, взятых в их взаимоотношении друг с другом, включающих в себя определенные социальные идеалы, нормы и ценности, которыми люди руководствуются в своей общественной и личной жизни. Таким образом «стержнем» всей мировоззренческой проблематики является отношение Человек (S) – Мир (O). При чем человек выступает в качестве активной стороны ( субъекта этого отношения), а мир выступает в качестве относительно пассивной стороны ( объекта этого отношения).
В свою очередь отношение людей к миру является тройственным:
1) Когнитивным ( познавательным) в котором люди обнаруживают, открывают те или иные предметы и выясняют присущие им свойства и связи (открытие Америки);
2) Аксиологическим ( оценивающим), в ходе которого люди оценивают те или иные предметы с точки зрения их способности или неспособности удовлетворять различные человеческие потребности (потребительская стоимость);
3) Практический, в ходе которого люди реально изменяют природу, форму организации своей общественной жизни и свое тело (вырубка лесов, операция).
В мировоззрении не только отражаются эти три способа отношения людей к миру, но и выясняется роль каждого из них в человеческой жизнедеятельности в целом.
Существует множество вопросов и проблем, носящих мировоззренческий характер, всё многообразие которых можно определенным образом сгруппировать:
1) Что представляет собой мир, в котором живет человек; возник ли он, создан ли или существовал вечно сам по себе; как этот мир устроен, по каким законам развивается, и имеются ли такие законы вообще?
2) Что такое общество и человек; как когда и почему они возникли; как соотносятся общество в целом и отдельно живущие в нем люди; как в отдельном человеке соотносятся биологическое и социальное?
3) Что такое сознание; присуще ли оно только людям или всем предметам природы; существует ли какое-то надчеловеческое сознание – «Мировой разум»?
4) Как следует жить человеку в этом мире; следует ли ему стремиться к максимальному изменению мира или лучше сосредоточиться на своем собственном физическом, нравственном и умственном совершенствовании?
5) Какое будущее ожидает как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности; существуют ли бессмертные души и вечная жизнь или же физическая смерть означает исчезновение не только тела, но и души?
Даже небольшого размышления над этими вопросами достаточно для того, чтобы понять, что они являются вечными, то есть такими, которые всегда интересовали и будут интересовать людей, но ответы на эти вопросы постоянно изменяются по мере исторического развития и обогащения социального опыта людей, и поэтому по мере общественного развития мировоззрение изменяется, при чем не только по своему содержанию, но и по своим формам.
Так, исторически первой формой мировоззрения, возникшей в первобытном обществе, была мифология; затем, с появлением цивилизации возникает художественное, религиозное и спекулятивно-философское мировоззрения; наконец, в 16-17 вв. нашей эры в связи с появлением капитализма и возникновением научного познания начинает складываться научное мировоззрение.
Важная особенность духовного развития человечества состоит в том, что появление новых форм мировоззрения не приводят к исчезновению старых, а они как бы наслаиваются друг на друга и поэтому в духовной культуре современного цивилизованного общества присутствуют, взаимодействуя друг с другом все когда-либо возникшие, формы мировоззрения.
Поскольку в мировоззрении действительность отражается в чувственных и мыслительных образах, то в любой форме мировоззрения имеются два уровня, рационально-понятийный и чувственно-эмоциональный, «удельный вес» который в различных формах мировоззрения не одинаков:
- в мифологическом, религиозном и художественном мировоззрениях преобладает чувственно-эмоциональный уровень;
- в спекулятивно-философском и научном – рационально-понятийный уровень.
В зависимости от того, каков субъект – создатель и носитель – мировоззрения, выделят:
а) Индивидуальное (личное) мировоззрение, т.е. мировоззрение того или иного человека;
б) Групповое (классовое), т.е. профессиональное, этническое и др. мировоззрение;
в) Мировоззрение того или иного общества в целом, которое представляет собой интегральное единство мировоззрений тех социальных групп, из которых данное общество состоит.
В жизни как отдельного человека, так и больших социальных групп и общества в целом мировоззрение выполняет следующие функции:
1) Объяснительную, выражающуюся в том, что в нем содержатся ответы на основные мировоззренческие вопросы;
2) Интегративно-дифференцирующую функцию, состоящую в том, что какое-либо мировоззрение, с одной стороны, объединяет, сплачивает своих сторонников, а с другой стороны противопоставляет их тем людям, которые сторонниками данного мировоззрения не являются;
3) Регулятивную функцию, выражающуюся в том, что мировоззрение, благодаря содержащимся в нем социальным идеалам, нормам и ценностям регулирует, направляет и программирует человеческое поведение, в связи с чем можно сказать, что если поведение животных регулируется совокупностью безусловных и условных рефлексов, то люди в этом плане тем и отличаются от животных, что их поведение регулируется мировоззрением.
Вот почему «для общества, как и для отдельного человека, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» (Альберт Шлейцер).