Вопрос 2: Понятие «мировоззрение». Роль мировоззрения в жизни общества и личности.


Мировоззрение – это относительно упорядоченная совокупность чувственных и мыслительнох образов ( =взглядов, =идей, воззрений) о человеке и мире, взятых в их взаимоотношении друг с другом, включающих в себя определенные социальные идеалы, нормы и ценности, которыми люди руководствуются в своей общественной и личной жизни. Таким образом «стержнем» всей мировоззренческой проблематики является отношение Человек (S) – Мир (O). При чем человек выступает в качестве активной стороны ( субъекта этого отношения), а мир выступает в качестве относительно пассивной стороны ( объекта этого отношения).

В свою очередь отношение людей к миру является тройственным:

1) Когнитивным ( познавательным) в котором люди обнаруживают, открывают те или иные предметы и выясняют присущие им свойства и связи (открытие Америки);

2) Аксиологическим ( оценивающим), в ходе которого люди оценивают те или иные предметы с точки зрения их способности или неспособности удовлетворять различные человеческие потребности (потребительская стоимость);

3) Практический, в ходе которого люди реально изменяют природу, форму организации своей общественной жизни и свое тело (вырубка лесов, операция).

В мировоззрении не только отражаются эти три способа отношения людей к миру, но и выясняется роль каждого из них в человеческой жизнедеятельности в целом.

Существует множество вопросов и проблем, носящих мировоззренческий характер, всё многообразие которых можно определенным образом сгруппировать:

1) Что представляет собой мир, в котором живет человек; возник ли он, создан ли или существовал вечно сам по себе; как этот мир устроен, по каким законам развивается, и имеются ли такие законы вообще?

2) Что такое общество и человек; как когда и почему они возникли; как соотносятся общество в целом и отдельно живущие в нем люди; как в отдельном человеке соотносятся биологическое и социальное?

3) Что такое сознание; присуще ли оно только людям или всем предметам природы; существует ли какое-то надчеловеческое сознание – «Мировой разум»?

4) Как следует жить человеку в этом мире; следует ли ему стремиться к максимальному изменению мира или лучше сосредоточиться на своем собственном физическом, нравственном и умственном совершенствовании?

5) Какое будущее ожидает как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности; существуют ли бессмертные души и вечная жизнь или же физическая смерть означает исчезновение не только тела, но и души?

Даже небольшого размышления над этими вопросами достаточно для того, чтобы понять, что они являются вечными, то есть такими, которые всегда интересовали и будут интересовать людей, но ответы на эти вопросы постоянно изменяются по мере исторического развития и обогащения социального опыта людей, и поэтому по мере общественного развития мировоззрение изменяется, при чем не только по своему содержанию, но и по своим формам.

Так, исторически первой формой мировоззрения, возникшей в первобытном обществе, была мифология; затем, с появлением цивилизации возникает художественное, религиозное и спекулятивно-философское мировоззрения; наконец, в 16-17 вв. нашей эры в связи с появлением капитализма и возникновением научного познания начинает складываться научное мировоззрение.

Важная особенность духовного развития человечества состоит в том, что появление новых форм мировоззрения не приводят к исчезновению старых, а они как бы наслаиваются друг на друга и поэтому в духовной культуре современного цивилизованного общества присутствуют, взаимодействуя друг с другом все когда-либо возникшие, формы мировоззрения.

Поскольку в мировоззрении действительность отражается в чувственных и мыслительных образах, то в любой форме мировоззрения имеются два уровня, рационально-понятийный и чувственно-эмоциональный, «удельный вес» который в различных формах мировоззрения не одинаков:

- в мифологическом, религиозном и художественном мировоззрениях преобладает чувственно-эмоциональный уровень;

- в спекулятивно-философском и научном – рационально-понятийный уровень.

В зависимости от того, каков субъект – создатель и носитель – мировоззрения, выделят:

а) Индивидуальное (личное) мировоззрение, т.е. мировоззрение того или иного человека;

б) Групповое (классовое), т.е. профессиональное, этническое и др. мировоззрение;

в) Мировоззрение того или иного общества в целом, которое представляет собой интегральное единство мировоззрений тех социальных групп, из которых данное общество состоит.

В жизни как отдельного человека, так и больших социальных групп и общества в целом мировоззрение выполняет следующие функции:

1) Объяснительную, выражающуюся в том, что в нем содержатся ответы на основные мировоззренческие вопросы;

2) Интегративно-дифференцирующую функцию, состоящую в том, что какое-либо мировоззрение, с одной стороны, объединяет, сплачивает своих сторонников, а с другой стороны противопоставляет их тем людям, которые сторонниками данного мировоззрения не являются;

3) Регулятивную функцию, выражающуюся в том, что мировоззрение, благодаря содержащимся в нем социальным идеалам, нормам и ценностям регулирует, направляет и программирует человеческое поведение, в связи с чем можно сказать, что если поведение животных регулируется совокупностью безусловных и условных рефлексов, то люди в этом плане тем и отличаются от животных, что их поведение регулируется мировоззрением.

Вот почему «для общества, как и для отдельного человека, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» (Альберт Шлейцер).