Типология поведения по Макгвайру.


Поведенческая концепция Б. Скиннера.

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (1904-1990) создал Б. Скиннера, теорию оперантного бихевиоризма. Он определял личность - систему реакций на различные стимулы

Скиннер выделил три видах поведения:

безусловнорефлекторном - врожденного у животного и человека(глотание, рвотный рефлекс и т.д.). Например, крик новорожденного младенца, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие.

условно-рефлекторном - индивидуально приобретённые приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом

оперантное- реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом, наиболее успешные из которых подкрепляются, и они являются преобладающими в адаптивном поведении животного (форма произвольного поведения).

Средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

На основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения, при этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает, он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.

Мышление, память, мотивы и др. психические процессы можно описать в терминах реакции и подкрепления.

 

По В. Макгвайра, классификация поведения и поступков человека проводиться от целей, потребностей, ситуации.

Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.).

Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

Поступок есть:

1) результат ответной реакции на внешнее воздействие;

2) проявление какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания.

Целью поступка:

1) сохранение привычного, адаптивного состояния;

2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо

2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).

Исходя критериев выделено 16 типов поведения.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой, многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – приводит к большей вероятность использования знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить проблему с максимальным максимально возможным достижением успеха.

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям, иногда несовпадении с личностными устремлениями.

7. Сценарное поведение – человек является исполнителем допустимого (приличного) поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение – поведение людей в малых и больших группах, трудноконтролируемое, как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение – человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10.Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных условий существования.

11.Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между желаниями, мыслями и реальными действиями.

12.Экспрессивное поведение – человек достигший высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13.Автономное поведение – когда чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.

14.Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15.Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения.

16.Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.