Типология поведения по Макгвайру.
Поведенческая концепция Б. Скиннера.
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (1904-1990) создал Б. Скиннера, теорию оперантного бихевиоризма. Он определял личность - систему реакций на различные стимулы
Скиннер выделил три видах поведения:
безусловнорефлекторном - врожденного у животного и человека(глотание, рвотный рефлекс и т.д.). Например, крик новорожденного младенца, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие.
условно-рефлекторном - индивидуально приобретённые приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом
оперантное- реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом, наиболее успешные из которых подкрепляются, и они являются преобладающими в адаптивном поведении животного (форма произвольного поведения).
Средством формирования нового поведения выступает подкрепление.
На основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения, при этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает, он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.
Мышление, память, мотивы и др. психические процессы можно описать в терминах реакции и подкрепления.
По В. Макгвайра, классификация поведения и поступков человека проводиться от целей, потребностей, ситуации.
Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.).
Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.
Поступок есть:
1) результат ответной реакции на внешнее воздействие;
2) проявление какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания.
Целью поступка:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния;
2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо
2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).
Исходя критериев выделено 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой, многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – приводит к большей вероятность использования знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение – стремление человека решить проблему с максимальным максимально возможным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям, иногда несовпадении с личностными устремлениями.
7. Сценарное поведение – человек является исполнителем допустимого (приличного) поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение – поведение людей в малых и больших группах, трудноконтролируемое, как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение – человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10.Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных условий существования.
11.Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между желаниями, мыслями и реальными действиями.
12.Экспрессивное поведение – человек достигший высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13.Автономное поведение – когда чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.
14.Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15.Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения.
16.Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.