РАЗВИТИЕ ПРЕСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА


Это произошло очень давно, в VII в. до н. э., в древнегреческих полисах, где демократические преобразования провел легендарный Солон. Характеризуя его деятельность, Аристотель выделяет в качестве наиболее демократических три преобразования Солона. Первое – введение запрета давать взаймы под залог «тела». Второе – предоставление каждому человеку права заступаться в суде за обижаемого. Третье преобразование – это право подавать апелляцию в народный суд. Из трех деяний, названных Аристотелем демократическими, два – связаны с защитой прав личности в суде. Сам Аристотель говорил об этом так: «Будучи господином в суде, демос становится господином и в государстве».

Демократия достигла своего расцвета в V веке до н. э. в Афинах при Перикле. Ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляется равноправие:

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех…»

Представления о человеческой свободе, достоинстве, личной независимости, общественной справедливости, из которых впоследствии выросла теория прав человека, существовали, по-видимому, в течение всей истории цивилизации. Однако именно из античности европейская культура унаследовала сами термины «политическая свобода», «равенство людей», «гражданские права».

Истоки идеи прав человека прослеживаются и в средневековье. Самый знаменитый в этом смысле документ средневековья – это английская Великая хартия вольностей 1215 г. Она зафиксировала договор, который заключили между собой дворянство, церковь, английский король и ремесленные общины. Этот договор четко определил пределы королевской власти: на что власть имеет право, а на что не имеет. В частности, в Великой хартии вольностей сказано: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Тем самым признавалась защита от произвола, равенство перед законом и судом. Интересен 40-й пункт Хартии: «Всякий имеет право без нашего соизволения (имеется в виду соизволение короля Якова Безземельного. – Авт.) покидать пределы нашего королевства и безбоязненно в него возвращаться». На нашем языке это означает право на свободу передвижения, право свободно покидать свою страну и возвращаться в нее. Великая хартия вольностей – это скорее историческая иллюстрация, чем реальное воплощение прав человека. К древним цивилизациям не следует применять современное толкование прав человека.

Реально идеология прав человека стала вырисовываться только в конце XVIII в. В ее основу легла теория естественного права. В этой связи уместно вспомнить труды блестящего английского философа XVII в. Джона Локка. В работе «Два трактата о правлении» мыслитель сформулировал три основных человеческих права: на жизнь, на собственность и на свободу. Локк писал: «Человек рождается, как было уже доказано, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире, и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление, даже смертью, в тех случаях, когда гнусность поступка, по его мнению, этого требует».

Идея о том, что люди по природе своей обладают неотчуждаемыми, священными правами, впервые получила законодательное закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Декларации независимости США 1776 г., Билле о правах (поправки и дополнения к Конституции Соединенных Штатов Америки).

Французская Декларация прав человека и гражданина гласит:

«Статья 1. Люди родятся и остаются лично свободными и равными в правах…

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать то, что не вредит другим; поэтому осуществлению естественных прав отдельного человека полагается предел только необходимостью обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами…»

В Декларации независимости США сказано: «Мы считаем очевидной истиной то, что все люди созданы равными, что от Создателя они наделены неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к лучшей доле. Для того чтобы обеспечить эти права, и создаются государства, получая свою власть по общественному согласию управляемых, и в случае, если какая-либо форма государственного правления препятствует реализации этих прав, народ обладает правом сменить или уничтожить ее и создать новую форму государственного правления…». Это на самом деле суть демократии и прав человека.