Земельный налог


Тема 20. Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов. Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 15) к местным относит следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством.

Закон РФ "О плате за землю" был принят 11 октября 1991 г. № 1738-1. Инструкция Государственной налоговой службы РФ утверждена 17 апреля 1995 г. № 39 "По применению Закона РФ "О плате за землю". Земельный кодекс Российской Федерации принят 25 октября 2001 года.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" в 2002 году вводится единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой ряд старых налогов, по НДС, акцизы, налог на имущество, лицензионные сборы и таможенные пошлины сохраняются.

Плата за землю — это особый вид налога, включающий:

• арендную плату;

• нормативную цену земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев и землепользователей.

Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Объектом обложения земельного налога являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицом и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог различается по землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Ставки земельного налога и арендной платы установлены Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". Сейчас они применяются с учетом постановления Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога".

Юридические лица ежегодно до 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.

Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно до 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

Плательщики уплачивают земельный налог в 2 срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения нормативной цены земли".

Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в размерах:

• в Федеральный бюджет — 30%;

• в бюджеты субъектов Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) — 20%;

• в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга — 70%;

• в бюджеты городов и поселков и иных муниципальных образований — 30%.