И его использование
Тема 13. Понятие консолидированного бюджета
В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было включено понятие "консолидированный бюджет". В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.
В современных условиях правовой основой консолидированного бюджета является ст. 16 Бюджетного кодекса РФ.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).
Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса).
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показателипо доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.
Показатели консолидированных бюджетов используют:
• для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;
• при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;
• при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;
• при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации;
• для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства.
Тема 14. Классификация налогов Российской Федерации
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
В Налоговом кодексе РФ (ст. 8) дано понятие налога, а также сбора.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Налоги выполняют в государстве следующие основные функции: 1)фискальную, 2) регулирующую, 3) социальную.
Фискальная функция налогов характерна для всех государств. При помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства.
Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение доходной базы бюджетов, привлечение средств в государственную казну.
Регулирующая функция налогов — проявляется в регулировании финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов разных уровней.
Социальная функция налогов используется для регулирования изъятия части доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям населения.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в России принята классификация налогов по характерным признакам.
В зависимости от способа взимания налоги делят на
1) прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и
2) косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).
В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги разделены на три вида:
• федеральные налоги (на уровне России);
• региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);
• местные (на уровне органа местного самоуправления).