Философский метод научного познания


Понятие и классификация методов научного познания

ТЕМА 2. Методологическая основа и методы научного познания права

1. Понятие и классификация методов научного познания

2. Философский метод научного познания

3. Общенаучные методы научного познания

4. Специальные и частные методы научного познания.

 

Методология – наука о принципах, способах и формах научного познания.

Метод общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

Методологический состав общей теории права достаточно сложен. Он включает в себя самые различные по степени общности и познавательным задачам приемы:

1) всеобщий философский метод, используемый во всех науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

2) общие методы – анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, системно-структурный метод, метод дедукции и индукции и другие, также используемые во всех науках, однако они не охватывают всех стадий научного познания;

3) специальные методы – статистические, социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

4) частные методы правовой науки – метод толкования, сравнительно-правовой метод, исторически-правовой метод, метод юридического анализа и другие, разработанные общей теорией права для проведения исследования правовых понятий.

 

Содержание философского метода составляют общие принципы познания: всесторонность познания, объективность познания, исторический подход в познании и др. Принцип всесторонности познания означает проведение полного исследования анализируемого понятия, если какие-либо аспекты не будут изучены, то это повлечет за собой ложные выводы и неверное понимание сущности правовых явлений, категорий, понятий. Принцип объективности подразумевает, что к исследуемому явлению необходимо подходить так, как оно существует в реальности, не домысливая и не добавляя ничего, чего нет в действительности. Для исследования сущности права важны не только его связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения которые существовали на различных этапах его развития, что сводится к рассмотрению истории возникновения и становления исследуемого явления.

Исторически первым философским методом познания выступил метафизический метод, изучавший явления в статике и в отрыве от других явлений. В основе современного научного познания лежит диалектический метод, суть которого сводится к исследованию понятия как в развитии, так и при определенной доле абстрагирования – в статике, как во взаимосвязи со всеми явлениями, так и в отрыве от них. Данный метод возник в качестве альтернативы метафизическому методу, рассматривавшему явления как некие постоянные, неизменные объекты, не связанные с другими объектами объективного мира и не оказывающие на них никакого воздействия.

Базисом диалектического метода выступают три закона диалектики Гегеля: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон двойного отрицания (отрицания отрицания), 3) закон перехода количества в качество.

Историческое противостояние мнений по вопросу первичности духа или материи привели к возникновению двух конкурирующих методов: материалистической диалектики, считающей, что первична материя над разумом, духом, и идеалистической диалектики, выдвигающей тезис о первичности духа, разума над материей.