Внушение


Заражение

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегриру­ющий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких яв­лений, как религиозные экстазы, массовые психозы, азартные настроения в спортивных играх и соревнованиях и т. п. В самом общем виде заражение определяется как бессознательная, невольная подверженность индивида оп­ределенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б. Д. Парыгина, «психического настроя». Поскольку это эмоциональное со­стояние возникает в массе, действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испы­тывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессозна­тельно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Экстаз, психоз, азарт — эти понятия, определяющие психические состоя­ния, давно уже стали эпитетами модной гонки, в которую включается огром­ная масса людей под воздействием заражения. Процесс освоения и принятия моды сопровождается целой гаммой чувств — от сильного эмоционального возбуждения и интереса до раздражения и апатии. Переживаемые эмоциональные состояния либо являют­ся следствием дефицита инфор­мации о новинках или избытка этой информации, либо вызваны субъективными причинами, кото­рые участниками моды в данном случае не осознаются.

Следует заметить, что в со­временном обществе заражение как механизм распространения моды играет значительно мень­шую роль, чем в прежние време­на. Б. Ф. Поршнев справедливо отмечал, что, чем выше уровень развития общества, тем критич­нее отношение индивидов к си­лам, которые автоматически ув­лекают их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некрити­ческом восприятии. Еще В. М. Бехтерев показал, что внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, не нуждаясь в доказательствах и логике.

В моде внушающее воздей­ствие основано на авторитете, доверии, эмоциональной при­вязанности субъектов моды к источнику информации. Дос­тупность информации, ее эмо­ционально-оценочная насы­щенность и постоянная пополняемость создает эффект «эмо­ционального заражения», кото­рый становится причиной эф­фекта внушения. Поэтому дверь в мир моды обычно широ­ко распахнута: потребитель при желании может узнать почти все, если не абсолютно все, о дизайнере, его отношениях с производителем, о том, кто из авторитетных известных лиц пользуется его услугами, кто из манекенщиц участвует в его показах и т. д. и т. п. Типичный пример — объем и качество информации о жизни и творчестве французского кутюрье Ива Сен-Лорана. Почти каждому, мало-мальски интересующемуся модой, известен не только путь восхождения ку­тюрье на олимп моды, но и его сексуальная ориентация, его пристрастия в живописи и литературе, имя его вечной музы — актрисы Катрин Денев и даже кличка любимой собаки — Казадеи (Cazadei), а также причины, по ко­торым король моды отрекся от трона, не оставив наследников.

Е. Тремнер, автор книги «Гипнотизм и внушение» (1923), отмечал, «что не всякая идея, возвышающаяся над обычным сознанием, может быть на­звана внушением. Творческие идеи возникают всегда вследствие общего подъема душевной жизни, внушения же связаны с сужением сознания, с преходящим понижением духовной самостоятельности, которые вызывает и использует для своих целей лицо, производящее внушение». В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации.

Реклама, модные показы и шоу, телевидение, радио, модные журналы ис­пользуют различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека в целях создания у него определен­ного состояния или побуждения к определенным действиям, которые будут способствовать распространению моды.

Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие ин­формации, становится весьма различной. Внушающее воздействие зависит от социокультурного уровня развития, особенностей познавательной сфе­ры и социально-демографических характеристик индивида.

Люди с низким социальным статусом попадают в большую зависимость от моды, чем люди, имеющие высокий статус. Внушающее воздействие на людей, богатых духовно и стоящих на высокой общественной ступени, зат­руднено, так как оно требует учета их интеллектуальных способностей и бе­режного отношения ко всему их духовному облику. Людей малообразован­ных, с низким уровнем общей культуры мода завораживает сильнее. При­чем чем некультурнее масса, тем большее влияние оказывают внушения, пробуждающие страх и разжигающие страсти, в особенности если их бес­престанно повторяют. Такой характер внушения повышает ажиотажный спрос на модную продукцию, за которым стоит страх быть немодным, не таким, как все, страх оказаться белой вороной.

Мода, прежде всего, приковывает внимание лиц, привыкших к покорно­сти. Упрямым и непокорным натурам недостает нужной для внушений гибкости. Люди дисциплинированные больше поддаются капризам моды, чем недисциплинированные.

Для того чтобы внушение повлекло за собой изменение поведения, необ­ходима еще одна способность — глубоко воспринимать внушение, ассимили­ровать его. Это та способность, которую легче почувствовать, чем определить, она есть главным образом дело фантазии. Поэтому натуры, одаренные силой воображения, легче поддаются внушению, чем сухие, холодные, люди рассудка. Дизайнер, кстати, подобно всем одаренным фантазией людям, тоже восприим­чив к внушению, но чем оригинальнее и гениальнее он, тем самостоятельнее его творчество.

Молодежь быстрее поддается воздействию моды, чем старшие поколе­ния. По-разному подвержены внушающему воздействию моды и представи­тели различных национальностей. Например, французы более внушаемы в этом смысле, чем венгры или таджики, ведь Франция — родина моды.

Степень знакомства потребителя с той или иной торговой маркой также определяет эффективность внушения. Модная продукция, созданная какой-либо известной фирмой, будет оказывать большее внушающее воздействие на людей, малознакомых с ее маркой, чем на постоянных клиентов.

В целом поведение потребителя модных объектов напоминает поведе­ние актера, готовящегося исполнить предписанную роль. И так же, как по­чти все актеры, потребители восприимчивы ко второстепенным действиям внушения. Е. Тремнер считает: «Каждый актер играет уверенней, правди­вей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде...» И далее отмечает: «Есть актеры, которые даже репетируют в костюмах. Кос­тюм внушает им роль, сосредоточивает их сознание на роль и устраняет ме­шающие побочные явления». Многочисленные примерки потребителем модных вещей в магазинах — аналог актерским действиям.

В последнее время все чаще говорят о том, что мода, в частности haute couture, все больше превращается в специфический вид искусства и, следова­тельно, сильнее приковывает внимание масс. Это связано с тем, что внуше­ния играют особенно большую роль в области наслаждения искусством и понимания его. «Каждый наслаждающийся искусством, — замечает Трем­нер, — находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Воспринимающая искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных модных направлений, то есть большей частью руководствуется прочитан­ными или услышанными хвалебными откликами или критическими заме­чаниями. Женская часть публики особенно охотно следует эстетическим внушениям»2. Анализируя подобные явления, Е. Тремнер делает вывод: «Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждени­ях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, осталь­ные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, при­чем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании. Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения не­обходимы, как насущный хлеб».

И, наконец, массовый характер моды определяет силу внушения. Издав­на известно, что душевный строй человека меняется, когда он становится ча­стью массы. И чем сильнее человек чувствует внутреннее или внешнее сход­ство с другими — по платью (особенно если это военная, спортивная или дру­гая форменная одежда), возрасту, образованию, профессии, взглядам и на­мерениям на политических или каких-либо других массовых собраниях, тем сильнее развивается взаимное духовное влияние. Невольно мысли и чувства принимают общее направление, внимание устремляется одинаковым обра­зом, люди готовы к общим принципам восприятия, одинаковым взглядам, их начинают волновать одни и те же мысли.

Общеизвестна также истина о том, что человек в толпе обладает мень­шей способностью к критике, большей готовностью к действиям и равно­мернее воспринимает аффект. Толпа создает все условия для осуществле­ния внушения. «Восприимчивость массы к внушению бесспорно больше, чем восприимчивость отдельного человека, духовно совершенно свобод­ного. Поэтому тот, кто умеет пользоваться настроением толпы, возбуж­дая и направляя аффекты, может быть уверен в действии своего внуше­ния, за тем толпа последует, как стадо за вожаком, как, например, во вре­мена революции за искусными демагогами или в эпохи революционных движений за пророками»1, — считает Е. Тремнер. Примером из истории моды является массовое увлечение джинсовой модой сначала в Америке, а затем и во всем мире.

На наш взгляд, было бы неверно рассматривать внушение лишь как спо­соб своеобразного психопрограммирования общества на следование моде, то есть манипулятивного воздействия на личность и общество. Актуальной проблемой на сегодняшний день является исследование суггестивного ха­рактера моды в позитивном ракурсе.