Правовой режим военного положения


Военное положение — особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для устранения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временные, обусловленные угрозой, ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Целью введения военного положения является создание условий Для осуществления органами государственной власти, военным командованием, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями предоставленных им полномочий в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности.

Правовой основой введения военного положения являются Конституция Украины, Закон Украины от 6 апреля 2000 г. «О правовом режиме военного положения», иные законы Украины и Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины.

В Указе Президента Украины о введении военного положения закрепляются: 1) обоснование необходимости введения военного положения; 2) пределы территории, на которой оно вводится, время введения и срок, на который оно вводится; 3) задания военного командования, органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно введения и осуществления мер правового режима военного положения; 4) исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В условиях военного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, органы государственной власти, военное командование (Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, командование Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины и Военно-Морских Сил Украины, оперативные командования, командование военных объединений, соединений Вооруженных Сил Украины и других военных формирований) и его представители (командиры воинских частей, подразделений, начальники военных учреждений и организаций), Верховный Совет АРК, Совет министров АРК, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией и законами Украины и обеспечивают выполнение соответствующих мероприятий.

Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины в условиях военного положения осуществляет руководство стратегическим планированием Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, внедрением и осуществлением мер такого правового режима через Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины. В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Верховной Рады Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховного Совета АРК, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов дознания и следствия. Верховная Рада Украины работает в сессионном режиме.

Нормативно-правовые акты Верховного Совета АРК, решения Совета министров АРК, решения местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, которые ограничиваются в связи с введением военного положения, временно не применяются.

В местностях, где ведутся боевые действия, внедрение и осуществление мер правового режима военного положения возлагаются непосредственно на военное командование. Все органы государственной власти, АРК и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, а также сами граждане обязаны оказывать содействие военному командованию при введении и осуществлении мероприятий правового режима военного положения на соответствующей территории.

Кроме мер, которые применяются во время чрезвычайного положения, при военном положении используются такие меры: введение трудовой повинности для трудоспособного населения, не привлеченного к работе в оборонной сфере и сфере ее жизнеобеспечения и не забронированного за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени, с целью привлечения к выполнению работ, которые имеют оборонительный характер, и др.; использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны и др. Более строгими становятся санкции, которые налагаются на нарушителей такого режима.