Рыночный механизм.


Структура и инфраструктура рынка

Рынок имеет сложную структуру. Структура рынка – это совокупность его составных элементов в их единстве и взаимозависимости.

Структура рынка анализируется по различным критериям:

1) по уровню хозяйствования: локальный или местного значения (микроуровень), национальный или внутренний (макроуровень), международный или внешний.

2) по экономическому предназначению объектов:

· рынок средств производства или рынок ресурсов (рабочей силы, оборудования, природных ресурсов, инвестиционных), недвижимости, научно-технических разработок;

· финансовые рынки (рынок денег, ценных бумаг, ссудных капиталов, валюты, золота, предметов потребления).

· особенности отдельных товаров (рынок угля, молока и т.д.);

· особенности товарных групп (рынки продуктов питания, машин и т.д.);

3) по особенностям организации торговли (розничная, оптовая);

4) по степени развития конкуренции (рынки совершенной и несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия);

5) по видам собственности (частная, государственная, коллективная);

6) по региональному размещению (в зависимости от географических границ рынка);

7) по соответствию законодательству (легальный, не легальный или теневой).

Инфрастуктура рынка – это совокупность институтов и вспомогательных организационных систем, которые обеспечивают функционирование рынков и определяют поведение экономических субъектов рыночных отношений.

К основным элементам инфраструктуры относят:

- средства коммуникации и информации (связь, ЭВМ, Интернет, банки данных, компьютерные центры);

- кредитно-банковские учреждения (коммерческие и специализированные банки и банковские учреждения);

- торговые посредники (магазины, базы, ярмарки, торговые дома, выставки, биржи, аукционы и др.);

- специальные службы и предприятия (маркетинговые, аудиторские, информационные, страховые, охранные, др.).

Механизм функционирования рынка определяют два условия:

1. свободное предпринимательство, т.е. самостоятельность субъекта в хозяйствовании и полная экономическая ответственность;

2. наличие конкуренции.

Важнейшие рычаги рыночного механизма: спрос, предложение, рыночная цена (рис.4.2). Спрос– это платежеспособная потребность (D), представленная на рынке. Закон спроса отражает обратную взаимосвязь между количеством товара (Q) и ценой (P). Чем больше цена, тем меньше спрос, чем меньше цена, тем больше спрос. Факторы спроса:

· цена товара;

· величина дохода потребителя;

· вкусы и предпочтения потребителя;

· величина ранее накопленного богатства;

· цена товаропроизводителя.