Рыночный механизм.
Структура и инфраструктура рынка
Рынок имеет сложную структуру. Структура рынка – это совокупность его составных элементов в их единстве и взаимозависимости.
Структура рынка анализируется по различным критериям:
1) по уровню хозяйствования: локальный или местного значения (микроуровень), национальный или внутренний (макроуровень), международный или внешний.
2) по экономическому предназначению объектов:
· рынок средств производства или рынок ресурсов (рабочей силы, оборудования, природных ресурсов, инвестиционных), недвижимости, научно-технических разработок;
· финансовые рынки (рынок денег, ценных бумаг, ссудных капиталов, валюты, золота, предметов потребления).
· особенности отдельных товаров (рынок угля, молока и т.д.);
· особенности товарных групп (рынки продуктов питания, машин и т.д.);
3) по особенностям организации торговли (розничная, оптовая);
4) по степени развития конкуренции (рынки совершенной и несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия);
5) по видам собственности (частная, государственная, коллективная);
6) по региональному размещению (в зависимости от географических границ рынка);
7) по соответствию законодательству (легальный, не легальный или теневой).
Инфрастуктура рынка – это совокупность институтов и вспомогательных организационных систем, которые обеспечивают функционирование рынков и определяют поведение экономических субъектов рыночных отношений.
К основным элементам инфраструктуры относят:
- средства коммуникации и информации (связь, ЭВМ, Интернет, банки данных, компьютерные центры);
- кредитно-банковские учреждения (коммерческие и специализированные банки и банковские учреждения);
- торговые посредники (магазины, базы, ярмарки, торговые дома, выставки, биржи, аукционы и др.);
- специальные службы и предприятия (маркетинговые, аудиторские, информационные, страховые, охранные, др.).
Механизм функционирования рынка определяют два условия:
1. свободное предпринимательство, т.е. самостоятельность субъекта в хозяйствовании и полная экономическая ответственность;
2. наличие конкуренции.
Важнейшие рычаги рыночного механизма: спрос, предложение, рыночная цена (рис.4.2). Спрос– это платежеспособная потребность (D), представленная на рынке. Закон спроса отражает обратную взаимосвязь между количеством товара (Q) и ценой (P). Чем больше цена, тем меньше спрос, чем меньше цена, тем больше спрос. Факторы спроса:
· цена товара;
· величина дохода потребителя;
· вкусы и предпочтения потребителя;
· величина ранее накопленного богатства;
· цена товаропроизводителя.