Конституционно-правовая ответственность


 

В последние годы институт конституционно-правовой ответственности получил значительное развитие на теоретическом уровне.

Относительно правовых норм, которые подтверждали бы существование на законодательном уровне конституционной ответственности в РФ не существует и только в некоторых решениях КС используются термины конституционная ответственность и конституционно-правовая ответственность. Однако нет конкретных решений о привлечении субъектов КП, конституционной ответственности.

В юр лит-ре ученые выделяют 2 вида КО:

1) Позитивная (проспективная или перспективная)

2) Негативная (ретроспективная)

Некоторые авторы сводят КО исключительно к негативной ответственности, но при этом они либо отрицают существование позитивной КО, либо признает возможность е существования, но не в качестве юридической.

КС в своих решениях прежде всего признает существование позитивной КО, в частности, в декабре 2005 года КС вынес несколько решений, в которых говорилось о конституционной ответственности ГД. КС отметил, что в силу всей полноты, возложенной на ГД КОти, а также того, что КРФ не гарантирует право каждому быть амнистированным, ГД уполномочена объявлять амнистию и определять в рамках, установленных КРФ принципов, конкретные основания и пределы амнистирования отдельных категорий лиц, совершивших преступлений, предусматривая те правовые последствия амнистии, которые она сочтет целесообразными. Например, постановление КС от 5 июля 2001 года КС указывает на КО гос-ва за обеспечении общественной безопасности, прав и законных интересов граждан. КО выражается в виде бремени (обязанности) субъекта надлежащим образом реализовать законодательно установленные полномочия.

Меры КПО

 

В теории советского гос права предлагались различные классификации КПО. Выделялось либо 5, либо 7 или даже 9 мер КПО. Например:

- отмена незаконных актов нижестоящих советов вышестоящими органами.

- досрочное переформирование госорганов (комиссий либо составов советов)

- лишение юр силы действий (кассация выборов)

- лишение орденов и медалей, почетных званий

- отзыв депутата, прекращение полномочий депутата ввиду вступления в силу обвинительного приговора суда

- лишение советского гражданства

- выдворение с территории лиц, которые лишены гражданства, *возмещение затрат на обучение в связи с выездом за границу

- лишение политических прав

 

В современной юр лит-ре выделяют около 40 мер КО:

1) Лишение общего или специального конституционного статуса

2) Отрешение президента от должности

3) Отрешение от должности ВДЛ субъекта по решению президента

4) Признание законов, не соответствующими КРФ

5) Приостановление действия актов ОИВ субъекта

6) Отзыв депутата ОЗВ субъекта

7) Отзыв депутата ОМСУ, выборного ДЛ

8) Роспуск законодательного органа субъекта ВДЛ субъекта

9) Роспуск ЗО субъекта ГД РФ

10) Отставка ВДЛ субъекта в связи с выражением недоверия ЗОм субъекта

11) Досрочное прекращение полномочий ПОМО

12) Отрешение от должности ГМО или ГМА

13) Вынесение предупреждение кандидатом избирательному объединению или инициативной группе избирателей

14) Отказ в регистрации кандидата или списка кандидатов

15) Отмена регистрации кандидата или списка кандидатов

16) Отмена итогов голосования, результатов выборов и референдума, признание выборов кандидата или списка кандидатов недействительными, отмена решения, принятого на референдуме либо отмена решения о признании кандидата избранным

17) Отказ в регистрации инициативной группы референдума, отказ в проведении референдума

18) Расформирование ИК

19) Отклонение ходатайства о приеме в гражданство, отклонение ходатайства о выходе из гражданства, отмена решения о приеме в гражданство

20) Предупреждение общественному объединению,

21) отказ в регистрации общественному объединению

22) приостановление деятельность Об об

23) ликвидация об об

24) предупреждение полит партии

25) приостановление деятельности полит партии

26) ликвидация полит партии

27) отзыв дипломатического представителя

28) досрочное прекращение полномочий депутата в случае признании его виновным в совершении уг преступления по приговору суда

29) отказ в рассмотрении ходатайства о признании беженцем

30) лишение статуса беженца

31) отказ в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем

32) лишение статуса вынужденного переселенца

33) отмена указа президента о награждении, если будет установлена недостоверность или необоснованность представления к награждению гос наградой

34) приостановление полномочий судьи

35) прекращение полномочий судьи

36) увольнение работника Прокуратуры

37) процедурные санкции в отношении депутатов ПО ГВ, например, предупреждение депутат председателем ЗО либо лишение слова депутата

38) введение ЧП

39) досрочное прекращение от должности председателя СП, заместителя и аудиторов СП

40) досрочное освобождение от должности уполномоченного по правам человека

41) освобождение от должности председателя ЦБ РФ

42) отказ с заверением фед списка кандидатов по выборам депутатов ГД

43) прекращение полномочий члена ИК

 

Меры КПО можно классифицировать по различным критериям

1. По степени использования гос властного принуждения

А) меры, в основе которых лежат средства косвенного, опосредованной правовой процедурой принуждения. Это лишение юр силы НПА, лишение властных полномочий и возложение обязанностей

Б) меры, в основе которых лежат средства фактического прямого принуждения. Это использование армии, полиции, внутренних войск

2. По признака, характеризующим субъект противоправного действия

А) меры ответственности, связанные с противоправной деятельностью ОГВ. Это отмена или признание недействительными ПА, роспуск ЗО субъекта в случае издания акта не соответствующему федеральному, досрочное прекращение полномочий ОМСУ

Б) меры ответственности, которые выражаются в противоправной деятельности ДЛ ГО и депутатов. Это отстранение от должности ВДЛ или Президента, отзыв депутата, досрочное прекращение полномочий депутата после вступления в силу обвинительного приговора суда

В) мер ответственности за нарушение организационных предписаний, формирований (избраний или назначения) а также деятельности органов народного представительства. Это отказ в регистрации кандидата или изб объединения, отмена правового акта ПО.

3. По целям применения гос принудительных средств. Это наказание, пресечение, приостановление и пресечение.

4. Подразделяются на восстановительные (направлены на восстановление существующих до нарушения правоотношений), пресекательные (выявление и скоротечное воздействие в целях прекращения правонарушения), карательные (наказание за совершенное правонарушение, например, роспуск ПО суб-та, отрешение от должности президента, лишение статуса беженца), предупредительные (вынесение предупреждения органами юстиции общ объединению о прекращении деятельности об объединения).

5. По типу суб-та, в отношении которого применяются меры ответственности

А) отв-ть гос образований (изменение статуса суб-та)

Б) отв-ть госорганов и ДЛ (отрешение президента от должности, отставка прав-ва, роспуск ГД)

В) отв-ть общ объединений и полит партий (отказ в регистрации общ об или запрет деятельности партии)

Г) отв-ть ФЛ (отказ в предоставлении гражданства за недостоверную информацию, лишение статуса беженца)

Д) отв-ть ОМСУ и ДЛ (роспуск ПО и отрешение от должности ГМО).