Избирательное право России (понятие, предмет, источники).
*Абсентеизм – неявка на выборы.
Выборы наиболее демократичный способ формирования власти. Это высшая форма непосредственной демократии, ст.3 п.3.
В литературе различные понятия выборов. Но в наст время существует легальное понятие. Содержится в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06. 2002 года.
Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с КРФ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами МО в целях формирования ОГВ, ОМСУ или наделения полномочиями ДЛ.
Зак-во предусматривает 3 уровня проведения выборов в РФ. Это выборы в ФОГВ, в ОГВ субъектов РФ, в ОМСУ. Есть 4 уровень, но не принят - в представительный орган союзного гос-ва.
Выборы в РФ регулируется значительным числом норм, которые, в своем большинстве, представляют избирательное право РФ.
Термин избирательное право используется в науч. лит-ре для обозначения субъективного права избирать и быть избранными, во-вторых, для обозначения системы норм в КП.
Избирательное право РФ – это система норм КП, представляющих собой подотрасль КП РФ, регулирующих подготовку и проведение выборов в ОГВ и ОМСУ РФ.
Предмет избирательного права: его нормы регулируют значительный круг ОО, к числу которых относятся назначение выборов, образование избирательных округов участков, регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий в РФ, информационное обеспечение выборов, выдвижение кандидатов в списки кандидатов, финансирование выборов, голосование и определение результатов выборов, обжалование результатов выборов.
ИП как подотрасль имеет свои источники. Система источников ИП включает в себя значительное число источников.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права (в актах ООН, Всеобщая декларация прав человека, принятый на её основе международный пакт о гражданских и политических правах человека). В них содержатся основные, ключевые моменты. Например, проведение постоянных справедливых выборов.
2. Конституция РФ. Не содержит специальной главы, есть отдельные нормы, распределенные по содержанию (ст.32, 80 и др.).
3. Решения КС РФ по вопросам ИП РФ. *Постановление КК от 7.7.2011 №15П.
4. Международные договоры. Например, конвенция о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.
5. ФЗ. Основным среди ФЗ является рамочный закон «Об основных гарантиях…».
НА федеральном уровне есть специальные законы, регулирующие подготовку и проведение выборов. Это ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов ГД ФС РФ». ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ».
6. Указы През-та РФ. От 30 мая 1997 года «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и т.д.».
7. Постановления Правительства (редкий источник). От 2 июля 2003 года «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых справки для участия в выборах или референдуме».
8. Конституции, уставы, законы и иные НПА субъектов РФ. Например, устав ТО, закон ТО от 14 февраля 2004 года о муниципальных выборах в ТО, закон ТО от 11 июля 2006 года о выборах депутатов законодательной думы ТО.
9. Муниципально–правовые акты.
10. Акты избирательных комиссий, организующих выборы. 3 разновидности: ЦИК, изб комиссии субъектов федерации, изб комиссии муниципальных образований. Инструкции, положения и т.д.
2.Принципы избирательного права РФ.
1)принцип свободных выборов
2)принцип всеобщего ИП
3)принцип равного ИП
4)принцип прямого ИП
5)принцип тайного голосования
1 Принцип свободных выборов.
Отражен в ч.3 ст.3 КРФ – участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участью или не участию в выборах либо препятствовать к его свободному волеизъявлению.
2 Принцип всеобщего ИП.
ИП всеобщим не является. Граждане РФ, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными депутатом представительного органа МО.
По достижению возраста, установленного изб зак-ом, а также отвечающих иным требованиям изб зак-ва, быть избранными в ОГВ, а также выборным ДЛ в ОМСУ. Всеобщее ИП ограничивается определенными требованиями (цензами).
- ценз гражданства (как правило, граждане РФ, в ряде случаев могут участвовать ин граждане). На основании межд договоров РФ и в порядке, установленном законом ин граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего МО имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ, участвовать в иных избирательных действиях. Наличие двойного гражданства не ограничивает права избирать, но является ограничением для права быть избранным.
- возрастной ценз (правом избирать обладают граждане, достигшие 18 лет на день голосования). В иных случаях возрастной ценз может устанавливаться соответствующими законами для реализации права быть избранными. На выборы глав субъектов – не моложе 30 лет, Президента – 35 лет, депутат ГД – 21 года.
- ценз оседлости (предполагает необходимость проживания на определенной территории установленный законодательством срок). Не может ограничивать активное избирательное право. Касаемо пассивного ИП – может устанавливаться только Конституцией.
- ценз военной службы (не ограничивает пассивное ИП, но ограничивает активное ИП). Военнослужащий, проходящий венную службу по призыву в воинских частях, военных учреждениях и организациях, если их место жительства до призыва на военную службу не было расположено на территории соответствующего муниципального образования, не участвуют в выборах в ОМСУ.
Пассивное ИП может ограничиваться специальными требованиями, которые именуются как неизбираемость.
Неизбираемость – установленные законодательством исключения или ограничения возможности баллотироваться в качестве кандидатов на выборах.
Случаи - п.3.2 ст. 4 закона об основных гарантиях.
3 Принцип равного ИП предполагает, то граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Распространяется как на активное, так и на пассивное ИП.
Применительно к пассивному ИП это выливается в установление равных возможностей для кандидатов, а не фактического их равенства в ходе соответствующей избирательной кампании (в равных возможностей к доступу с СМИ и т.д.).
Равное активное ИП обеспечивается через (гарантии*):
- наделение избирателей равным количеством голосов в ходе одних и тех же выборов
- равные возможности избирателей воздействовать на результаты выборов, иначе говоря, в ходе выборов вес голоса избирателя должен быть примерно равным
4 Принцип прямого ИП. Граждане РФ голосуют на выборах кандидатов, списки кандидатов непосредственно, т.е. действующим законодательством заложен данный принцип. Но этот принцип не является общепризнанным в мире. Например, в США выбирают президента через коллегию выборщиков. В России опосредование выборов не допускается.
5 Принцип тайного голосования. Обеспечение государством таких условий голосования, при которых исключается возможность контроля за волеизъявлением избирателей.
- Понятие избирательного процесса, его стадии (общая характеристика).
Избирательный процесс в РФ – осуществляемая на основании норм избирательного законодательства РФ деятельность соответствующих субъектов по подготовке и проведению выборов в ОГВ и ОМСУ в России.
Деятельность по подготовке и проведению выборов является устойчивой и упорядоченной, т.е. стадии фактически следуют друг за другом в определенной последовательности.
Стадии избирательного процесса.
1. Назначение выборов. Суть сводится к определению даты голосования на соответствующих выборах. В настоящее время в РФ используется следующая модель назначения выборов. Выборы назначаются уполномоченным органом или ДЛ. День голосования на федеральных выборах определяется ФЗ. При проведении выборов в ОГВ субъектов и ОМСУ днем выборов в настоящее время является 2 воскресенье сентября. Если соответствующий орган или ДЛ не назначает выборы в установленные зак-ом сроки, их назначает организующая выборы избирательная комиссия. Если и она не назначила выборы или она отсутствует, то СОЮ по заявлениям определенных субъектов (перечислены в законе) может принять решение, обязывающее орган или ДЛ назначить выборы.
2. Образование избирательных округов. ИО – это территориальная единица, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутаты, ДЛ. Суть его сводится к избранию кого-либо от соответствующей единицы. ИО образуются для проведения соответствующих выборов сроком на 10 лет (*раньше такого не было) на основании данных о регистрации и учете избирателей. Одномандатные или многомандатные ИО образуются соответствующим законодательным представительным ОГВ либо представительным органом МСУ на основании определенной избирательной комиссии, организующей выборы, схемы избирательных округов.
Требования, предъявляемые к ИО, установлены ст.18.
3. Образование избирательных участков. Это тоже территориальная единица, которая объединяет избирателей одним местом для голосования, носит чисто техническое значение и имеет целью обеспечить избирателю больше удобства при голосовании. Ио в настоящее время образуются сроком на 5 лет.
4. Формирование избирательных комиссий. Это специальные создаваемые коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов, а также контроль за соблюдением изб прав граждан.
Система ИК включает в себя ЦИК, ИК субъектов РФ, ИК МО, территориальные ИК, окружные ИК и участковые ИК. Не все названные комиссии могут участвовать в осуществлении выборов. Закрепление видов комиссий, которые осуществляют проведение выборов и их подчиненность определяется законом. В настоящее время участковые ИК формируются сроком на 5 лет. Только окружные формируются на неопределенный срок, все остальные на 5 лет.
5. Составление списков избирателей. Это основной документ, определяющий круг участников в голосовании и удостоверяющий их право на участие в голосовании.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов в списки кандидатов. Включает в себя 2 подстадии: выдвижение кандидатов и их регистрация. На 1 подстадии определяется примерный список. На второй - конкретный список при регистрации.
7. Предвыборная агитация. Это деятельность, осуществляемая в период изб кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидатов, списки кандидатов или против него (них).
8. Голосование. Но действующим законодательством предусматривается досрочное голосование и голосование в помещениях не для голосования.
9. Подсчет голосов и определение результатов выборов. Подсчетом голосов занимаются участковые ИК путем установления данных. Содержащихся в изб бюллетенях. Об этом они составляют протокол. Определение результатов выборов относится к компетенции окружной ИК либо ИК, выполняющей её функции. При определении результатов выборов комиссия устанавливает факт состоялись выборы или нет, кто из кандидатов избран, о чем составляется протокол.
Понятие избирательного процесса. (Кровельщикова)
В юр лит-ре и законодательстве нет легального определения понятия избирательного процесса. В ФЗ от 12 июня 2002 года используется такое понятие, как избирательная кампания.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решением уполномоченного на то ДЛ, госоргана, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссии организующей выборы, отчета по расходованию средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Таким образом, законодательное определение понятия избирательная кампания включает в себя 2 аспекта:
1) Избирательная кампания – деятельность субъектов избирательного права по подготовке и проведению выборов (процессуальный аспект).
2) ИК – это период времени, в течение которого осуществляются избирательные действия и процедуры (временной аспект).
В литературе существует несколько точек зрения относительно определения понятия избирательного процесса.
1. Избирательный процесс – это урегулированная законом и другими НПА деятельность индивидов органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц.
2. Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов (Кашанина).
3. Рассматривается как в широком, так и в узком смысле.
В широком – понятие охватывает содержание избирательной кампании, как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то ДЛ, ОГВ, в том числе и суда, ОМСУ о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
В узком – нормализованное явление, которое включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов.
4. Сложное социальное явление и это одна из разновидностей человеческой деятельности.
Основными признаками являются:
- основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами), соответственно данная деятельность опирается на конституцию и составляет важнейший элемент конституционного строя РФ
- избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, при этом каждая стадия имеет строго отведенное ей назначение
- все стадии избирательного процесса взаимосвязаны и выстроены в определенной логической последовательности, каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами на то уполномоченных
- деятельность участников избирательного процесса опирается на НП базу (Конституция, Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, ФЗ о выборах президента РФ, ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ, законы субъектов).
Избирательный процесс – урегулированное НПА и иными соц нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящая из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадии, опирающиеся на демократические принципы избирательного права и направленные на придание выборам легитимного характера.
Избирательный процесс как разновидность юридического.
Избирательный процесс – совокупность юр действий и процедур, осуществляемых субъектами ИП в рамках подготовки и проведения выборов и определения их результатов.
Избирательному процессу присущи все основные признаки юридического процесса. Однако, избирательному процессу характерны и свойственны и особые признаки:
1) Определенная цель процесса, а именно формирование выборных органов государственной или муниципальной власти либо наделение полномочиями ДЛ.
2) Строгое ограничение во времени, а именно, это период избирательной кампании, т.е. со дня официального опубликовании акта о назначении выборов до дня общих результатов выборов.
Соотношение понятий избирательная кампания и избирательный процесс.
3) Проведение выборов осуществляется юридически независимыми государственными органами, а именно избирательными комиссиями.
4) Избирательные действия регламентируются нормами избирательного законодательства, а также нормами административного права, нормами уголовного права и иными подзаконными актами.
5) Многочисленные избирательные действия и процедуры осуществляются участниками избирательного процесса в рамках отдельных стадий (этапов) избирательной кампании.
6) Документальное оформление промежуточных и итоговых результатов избирательными комиссиями.
Принципы избирательного процесса.
1. Правовое регулирование избирательного процесса
2. Недопустимость изменения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании.
3. Законность действий всех субъектов избирательного процесса.
4. Организация, подготовка и проведение выборов независимыми специализированными коллегиальными органами, а именно избирательными комиссиями.
5. Гласность и открытость (публичность) избирательных действий.
6. Непрерывность, поступательность и стабильность.
7. Равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса.
8. Документальное закрепление промежуточных и окончательных результатов выборов.
9. Возможность обжалования действий и решений любых участников избирательного процесса.
Субъекты избирательного права и процесса.
1 Граждане РФ, обладающие активным и пассивным ИП.
Избиратель – гражданин РФ, обладающий активным ИП.
2 Иностранные граждане, наделенные в установленном порядке активным и пассивным ИП.
3 Политические партии и иные общественные объединения граждан. Они рассматриваются как избирательные объединения.
4 Избирательные комиссии.
5 Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, зарегистрированные кандидаты на выборные должности.
6 Доверенные лица избирательных объединений, отдельных кандидатов, выдвинуты и баллотируются по одномандатным (одномандатным) избирательным округам.
7 Уполномоченные представители избирательных объединений или отдельных кандидатов.
8 Члены избирательных комиссий с правом решающего или совещательного голоса.
9 Наблюдатели, назначенные в установленном порядке.
10 Организации, выпускающие СМИ (теле-радио кампании, редакции периодических изданий.
11 ОГВ, ОМСУ и ДЛ.
12 Командиры воинских частей, капитаны судов, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
13 СОЮ.
14 Органы прокуратуры.
15 Группы избирателей, которые образуются в установленном законом порядке в поддержку самовыдвижения кандидатов.
16 Сборщики подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата или списков кандидатов.
!Выборы и референдум, избирательная кампания и избирательный процесс, избирательная система, избирательные технологии, избиратель, избирательные комиссии, избирательный округ (одном, многом), избирательный участок, избирательное объединение, информирование и предвыборная агитация, бюллетень, государственная автоматизированная система РФ (ГАС выборы)!