Объективные показатели самоконтроля
К объективным показателям самоконтроля относятся:
Частота пульса (ЧСС)
Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки:
100-130 уд/мин – небольшая;
130-150 уд/мин – средняя;
150-170 уд/мин – выше средней;
более 170 уд/мин – предельная.
Артериальное давление
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
Изменение ЖЕЛ также свидетельствует о величине нагрузки:
отсутствие или незначительное увеличение ЖЕЛ свидетельствует об умеренной нагрузке;
снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. – о большой;
снижение на 300-500 мл. – о максимальной.
Частота дыхания
По изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки:
частота дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умеренной нагрузке;
25-40 раз в мин. – о большой;
более 40 раз в мин. – о максимальной.
Вес тела
Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и после физических упражнений:
уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке;
на 400-700 г. – о большой;
более 800 г. – о максимальной.
Функциональные и физиологические пробы
С помощью функциональных проб и тестов можно наиболее объективно определить уровень функционального состояния организма и его реакцию на нагрузку.
Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма
Тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте
К наиболее известным пробам и тестам относятся:
- ортостатическая проба (пульс в положении лёжа – стоя);
- тест Руффье-Диксона (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту отдыха);
- гарвардский степ-тест (восхождение на скамейку в течение 5 минут: ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте);
- проба Штанге (задержка дыхания на вдохе);
- проба Генче (задержка дыхания на выдохе);
- проба Ромберга (проба на устойчивость в позе);
- темпинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти).
Спортивные результаты
Чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями и спортом, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени и оценка тяжести физической нагрузки по субъективным и объективным показателям.
ЛЕКЦИЯ 7
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПЛАН:
1. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
2. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
3. Образ жизни и здоровье
4. Двигательная активность и здоровье
5. Понятие о медико-биологических методах восстановления
1. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
Еще в самом начале нашей эры Клавдий Гален писал: «Солнце освещает успехи врачей, Земля закапывает их ошибки». Хотя сегодня «солнца» стало больше, но все же «земли» еще достаточно много (Давиденко Д.Н., 2001).
Медицина – это наука о болезнях и способах их лечения. Медицина лечит болезни, а не формирует у людей жизненные установки на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом – его надо тушить, когда человек уже болен – его надо лечить. В этом смысле врачи – только пожарники, а не архитекторы – строители здоровья.
Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения здоровья человека.
По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от генетики, на 20% – от наследственности и только на 10% – от состояния здравоохранения. Следовательно, наше здоровье – это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.
ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жизни.
Цель валеологии как учебной дисциплины – вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.
Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.
Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является:
здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория;
механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;
методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;
теория и методика валеологического образования.
Валеология включает в себя две составные части:
1) теоретическую валеологию;
2) практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:
1) диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья);
2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:
- дошкольную;
- школьную;
- вузовскую;
- послевузовскую.
2. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
Важнейшей ценностью для человека является здоровье.
Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:
Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.
Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.
Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Основа сексуального здоровья определяется:
- способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;
- свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
- отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).
Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.
Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для физического здоровья – «я могу»;
- для психического здоровья – «я хочу»;
- для нравственного здоровья – «я должен».
Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида.
Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).
Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья).
Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы – между ними существуют разнообразные состояния».
Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:
Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;
Предболезнь – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации;
Болезнь – состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.