Вопрос 2. Сущность, принципы и виды контроля в государственном управлении


 

Контроль, являясь частью государственного управления, осуществляется от имени государства с использованием соответствующих властных полномочий. Он призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины исполнительными органами, их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

Сущность государственного контроля составляют: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушению; принятие мер по привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Государственный контроль в зависимости от объема проверяемой деятельности подразделяется на: общий и специальный. Общий, предполагает проверку всего комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта. Специальный предполагает проверку деятельности субъекта по отдельному вопросу его компетенции.

В зависимости от стадии проведения контроля выделяют предварительный – обеспечивает предупреждение, профилактику правонарушений; текущий – оценке подлежит правильность совершаемых действий и последующий контроль – цель которого является проверка исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов. Существует мнение, что выделение предварительного контроля не целесообразно, поскольку проконтролировать можно лишь совершаемое или совершенное действие.

В зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее, на подведомственные структуры государственный контроль подразделяется на внутренний и внешний.

В зависимости от субъектов его осуществляющих и характера их полномочий выделяется контроль осуществляемый: Президентом РФ, органами законодательной (представительной) власти, органами исполнительной власти, органами судебной власти.

Президентский контроль как главы государства осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль Президента; президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль осуществляется Президентом в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне, при формировании Правительства РФ, назначая по представлению Премьер министра на должность руководителей министерств, представителей РФ в иностранных государствах. Возможность участия в заседаниях Правительства РФ дает Президенту возможность контролировать принимаемые решения этим органом. Контроль за законностью актов органов исполнительной властью (Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и т.д.).

К числу Президентских структур, обеспечивающих Президенту возможность осуществлять государственный контроль относятся Администрация Президента, важнейшей функцией которой является контроль над деятельностью органов исполнительной власти; Контрольное управление Президента (подструктура администрации) – осуществляет контроль над исполнением федеральными и региональными органами гос. власти Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, контроль за реализацией национальных проектов, проверка исполнения поручений президента и т.д.; полномочные представители президента в федеральных округах – организация контроля за исполнением федерального законодательства, реализацией федеральных целевых программ и т.д.; Совет Безопасности.

Контроль органов законодательной (представительной) власти. Этот вид контроля регламентирован Конституцией РФ. Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.

Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Парламентом РФ представляемого Правительством бюджета Российской Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения, на органы местного самоуправления, на все организации и объединения если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.

Контроль осуществляемый органами исполнительной власти подразделяется на: 1. общий, 2. ведомственный, 3. надведомственный.

Общий контроль осуществляется органами общей компетенции – Правительством РФ (руководит и контролирует деятельность федеральных ОИВ в том числе в сфере образования, реорганизации и ликвидации ТИР управлений, контролирует исполнение законов и иных НПА); исполнительными органами субъектов РФ. Целью его осуществления является обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных органов. Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами не имеющими подведомственных им служб или агентств. Он осуществляется в рамках одного министерства или организации. Надведомственный – осуществляется преимущественно органами межотраслевой компетенции.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Основное содержание судебного контроля состоит в: правовой оценке действий и решений должностных лиц и органов исполнительной власти; выявлении нарушений законности; выявлении условий и причин, порождающих нарушения законодательства; принятии мер по восстановлению нарушенных прав; привлечении виновных к ответственности.

 

Вопрос 3. Административный надзор, его содержание.

 

Надзор в государственном управлении имеет выражение в двух формах: административный надзор и надзор органов прокуратуры (прокурорский надзор).

Административный надзор – это деятельность специально уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти и иных субъектов госуправления в отношении не подчиненных им объектов управления. Органы осуществляющие административный надзор не имеют широких распорядительных полномочий в отношении внутренней деятельности поднадзорных, в отличие от контроля он касается только внешней деятельности поднадзорных. Субъекты надзора вправе применять меры административного принуждения к объектам надзора.

Выделяются следующие виды административного надзора:

- осуществляемый специальными федеральными службами (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Ростехнадзор, ФС по ветеринарному фитосанитарному надзору, ФС финансово-бюджетного надзора, ФС по надзору в сфере транспорта и т.д.);

- государственные инспекции – обладающие надведомственными полномочиями (ГИБДД, противопожарная служба в составе МЧС и т.д.); обладающие полномочиями в рамках одного ведомства;

- административный надзор милиции: общий (за законами) и специальный.

Независимо от вида общей задачей для перечисленных органов является обеспечение законности в управлении, ее решение осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности.

Для осуществления надзорных функций полномочные органы наделяются определенной компетенцией, в зависимости от содержания которой их можно подразделить на органы:

- наделенные полномочиями по предупреждению правонарушений,

- наделенные полномочиями по пресечению правонарушений,

- наделенные полномочиями по привлечению к ответственности,

- наделенные полномочиями по нормотворчеству.

В общем и целом органы административного надзора имеют право: фиксировать факты нарушения законодательства, давать обязательные к исполнению указания об их устранении, разрешать и запрещать отдельные действия, запрещать выполнение определенных работ, применять к виновным административные наказания.