Вопрос 4. Общие правила наложения взысканий за административные правонарушения


Вопрос 3. Сущность и виды административных наказаний. Понятие, цели, система. Характеристика административных наказаний по действующему законодательству России. Административное наказание и административная преюдиция

 

В ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание определено как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Его применение осуществляется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Не допускается при применении административных наказаний унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, причинение ему физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В литературе также выделяется и дополнительная цель применения административных наказаний это недопущение совершения уголовно наказуемых деяний.

Исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений, к ним относятся:

1) предупреждение - основной;

2) административный штраф - основной;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - основной/дополнительный;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу - основной;

5) административный арест - основной;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства – основной/дополнительный;

7) дисквалификация - основной;

8) административное приостановление деятельности - основной.

Большая часть административных наказаний, могут устанавливаться только КоАП РФ, законами субъектов РФ могут устанавливаться в качестве административных наказаний предупреждение и административный штраф. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В устной форме не допускается.

Административный штраф это денежное взыскание, устанавливаемое в рублях РФ. Для граждан его размер, не должен превышать пяти тысяч рублей; должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; юридических лиц - одного миллиона рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер штрафа может выражаться в кратной величине относительно:

1) стоимости предмета административного правонарушения, которая определяется на момент окончания или пресечения административного правонарушения размер штрафа в этом случае не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения, при мелком хищении пятикратный размер;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, сумме незаконной валютной операции, сумме денежных средств или стоимости ценных бумаг, сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, размер штрафа в этом случае не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года размер штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки;

5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства также не допускается в аналогичных для возмезного изъятия случаях. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права, как мера административного наказания может применяться к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, которому ранее было предоставлено такое право. Данный вид административного взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка реализации спец. правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Действующее законодательство различает следующие виды лишения прав: права охоты; лишение права управления транспортом, самоходной машиной или др. видами техники, воздушным судном, судном на морском или ВВТ, автотранспортными средствами; невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении мед. Освидетельствования на состояние опьянения и т.д. Сроки лишения определяются в санкции конкретной статьи и не могут быть менее одного месяца или более трех лет. Назначение этого вида административного наказания допускается только судьей.

Не допускается лишение права управления транспортным средством лица, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Однако это не освобождает его от административной ответственности. Лишение специального права охоты не может применяться в случаях, когда охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Этот вид наказания связан с ограничением конституционного права гражданина на свободу и личную прикосновенность, права на свободу передвижения, в этой связи его назначение только судом выглядит как дополнительная гарантия соблюдения прав гражданина. Он представляет собой исключительную меру административного наказания.

Помимо судебного порядка рассмотрения, КоАП РФ устанавливает следующие гарантии ответственности граждан: 1. нарушитель содержится в изоляции; 2. сроки ареста по общему правилу не должны превышать 15 суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения, или режима контртеррористической операции до тридцати суток. В срок административного ареста входит срок административного задержания; 3. не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов 4. при его назначении присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу является обязательным.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам или лицам без гражданства. Применение данной меры заключается в их принудительном и контролируемом перемещении Государственную границу Российской Федерации за пределы страны, а в отдельных случаях, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Назначение, рассматриваемой меры допускается в судебном порядке, за исключением случаев, когда указанные субъекты совершают административное правонарушение при въезде в нашу страну – в этом случае назначение административного наказания осуществляют соответствующие должностные лица (ОВД, органов и войск пограничной службы РФ). Часть 3 с. 3.10 КоАП РФ исключает применение данного административного взыскания к военнослужащим - иностранным гражданам. Необходимо отличать от депортации, под которой понимается принудительная высылка иностранца или лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

Дисквалификация – применяется только в отношении физ. лица, выражается в лишении его права замещать должности федеральной и региональной государственной гражданской службы, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Срок дисквалификации не может быть менее шести месяцев и превышать три года. Назначение данного наказания осуществляется только судьей.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой. Применение дисквалификации возможно за нарушение законодательства о труде, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, совершение крупных сделок и т.д.

Статья 3.12 КоАП РФ определяет содержание административного приостановления деятельности в части 1 данная мера наказания регламентирована как временное прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья может приостановить деятельность при наличии следующих обстоятельств: во-первых, существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды; во-вторых, в случае совершения административного правонарушения в области: а) оборота наркотических средств, психотропных веществ, б) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, г) правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), д) порядка управления, е) общественного порядка и общественной безопасности, ж) градостроительной деятельности; в-третьих, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями КоАП,; в четвертых, тяжесть наказания, то есть назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Максимальный срок приостановления деятельности составляет девяносто суток. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, в связи с которыми был назначен данный вид наказания.

 

 

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом РФ. Наказания физическому и юридическому лицу назначаются с учетом общих и специальных обстоятельств. К общим относятся: характер совершенного ими правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. К специальным для физического лица относятся: характеристика личности, для юр. лица – финансовое положение

К обстоятельствам, смягчающими административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Смягчающими могут признаваться и иные обстоятельства.

В ст 4.3 КоАП РФ приводятся обстоятельства, отягчающими административную ответственность, таковыми признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек 1 год; В пункте 16 Постановления Пленума ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2005 г. N 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» говорится, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, поэтому не может назначаться наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное КоАП РФ. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 КоАП РФ виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности. В этом случае орган, применяющий наказание ограничивается устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По общему правилу при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Однако, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями, частями статей и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административное наказание назначается в пределах санкции, более строгого административного наказания. Причем в ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ говорится, что административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Важное значение при назначении административного наказания играют сроки давности, в пределах которых допускается привлечение правонарушителя к административной ответственности. Давность привлечения определяется периодами времени. Выделяются общий и специальные сроки привлечения. Они применяются в зависимости от характера, особенностей фактического состава правонарушения. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (общий срок). В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ эти сроки не распространяются на нарушения российского законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного и т.д., когда предусмотрен годичный срок давности (специальный срок). Как правило, его исчисление начинается со дня совершения правонарушение, если правонарушение носит длящийся характер сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной нормативным актом обязанности к определенному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения отдельных правил антимонопольного законодательства (14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ) начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Отдельного внимания заслуживает применение дисквалификации, как меры административного наказания, в частности , в частности она может быть применена к лицу не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В литературе бытует мнение (Липатов, Чанов), что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения или обнаружения правонарушения. Если правонарушение совершено в форме бездействия, срок исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Допускается приостановление течения срока давности. Это возможно в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. В этом случае срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела субъекту уполномоченному рассматривать дело, по месту жительства правонарушителя.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Повторное совершение административного правонарушения в состоянии «административной наказанности» до истечения давностных сроков может повлечь более суровое наказание (например, максимальный штраф). При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания самостоятельно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если наказание назначается иными субъектами (не судьей) возмещение имущественного ущерба осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства.

До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административное правонарушение от преступления, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных правонарушений при условии назначения за них административных наказаний. Иными словами, впервые совершенное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой права, влекло административную ответственность, а повторное (неоднократное, систематическое) совершение аналогичного проступка - уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Поэтому в Уголовном кодексе содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией. Однако Уголовный кодекс РФ 1996 г. более не содержит таких составов, и повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административного правонарушения не может превратить его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность. В это смысле понимание административной преюдиции на сегодняшний день законодателем исключается.

В рамках процессуальных актов (ст. 69 АПК РФ) появляются тенденции распространения общей, процессуальной преюдициальности на рассмотрение дел об административных правонарушениях. В это смысле преюдиция рассматривается как предрешенность некоторых фактов, которые не надо вновь доказывать. Так Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31 октября 1996 г. N 13 отмечает, что «преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Если в этом деле участвуют и другие лица, для них эти факты не имеют преюдициального значения и устанавливаются на общих основаниях». Безусловно данные положения касаются преюдициальности фактов, имеющих значение для дела об административных правонарушениях.