Вопрос 5. Меры административного пресечения


Вопрос 4. Административно-предупредительные меры

 

Во многом характеристика этого вида мер предопределена ее наименованием. Цель этого метода сводится к предупреждению, недопущению наступления негативных явлений, включая совершение правонарушений. Предотвращение может касаться исключения опасности для здоровья, жизни людей, ухудшения качества окружающей среды, стихийных бедствий природного и техногенного характера, т.е. причинения вреда жизненно важных интересам.

Предупредительные меры реализуются в одностороннем, обязательном для субъектов подчинения порядке и содержат конкретные, четко выраженные ограничения и запреты. По существу они являются мерами социальной защиты, обеспечивающие предупреждение правонарушений и обеспечение законности.

Административно-предупредительные меры крайне разнообразны, но их применение должно быть обусловлено нормативно-правовыми актами. К этим мерам относятся введение карантина, проведение санитарных, противо- эпидемиологических и эпизоотических мероприятий; консервация; обсервация; обязательный медицинское осмотр работников различных категорий; реквизиция имущества; закрытие границы; установление режима ЗАТО; запретной зоны. Могут быть установлены административно-принудительные меры в силу сложившихся особых условий (чрезвычайное, военное положение). К административно-предупредительным мерам также относятся: личный досмотр и досмотр вещей; проверка документов, удостоверяющих личность; предметов; товаров; меры контрольно-предупредительного характера.

В юридической литературе выделяются следующие особенности административных предупредительных мер:

А) не являются мерой ответственности;

Б) применяются не за правонарушение;

В) обеспечиваю профилактику правонарушений или общественной безопасности;

Г) не являются санкциями административно-правовых норм.

Административно-предупредительные меры, по их назначению и характеру могут быть подразделены на четыре группы:

1) применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных и тяжких последствий;

2) направленные на предупреждение всех видов правонарушений;

3) препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими установленных обязанностей;

4) лечебно-предупредительные меры принуждения.

 

 

 

Их основной целью в отличие от иных мер административного принуждения является непосредственное пресечение в принудительном порядке правонарушений (поведения, внешне характеризующегося признаками противоправности), предотвращение их вредных последствий, а также применение мер административного принуждения.

По мнению Ю.М. Козлова меры административного пресечения могут быть классифицированы на:

1. применяемые непосредственно к личности правонарушителя. По мнению Дмитриева и др. их можно подразделить на ординарные и специальные. К первым относятся требования прекратить неправомерные действия, непосредственное физическое воздействие на правонарушителя, задержание, личный досмотр, досмотр багажа и т.д. К специальным относятся меры связанные с применением огнестрельного оружия, химических веществ, резиновых пуль и палок и т.д.;

2. имущественного характера;

3. технического характера;

4. финансового характера;

5. медико-санитарного характера;

6. связанные с лицензионно-разрешительной системой;

7. специального и исключительного применения.

По цели и способу воздействия также выделяются процессуальные меры пресечения. Их перечень сформулирован в ст. 27.1 КоАП РФ. Процессуальные меры могут быть использованы в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Видами процессуальных мер административного пресечения являются:

1) доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным;

2) административное задержание то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания не должен превышать три часа, в отдельных случаях 48 часов;

3) личный досмотр, досмотр вещей. находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;

4) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

5) досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

6) изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства;

7) отстранение от управления транспортным средством;

8) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

9) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации допускается при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида;

10) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими;

11) привод применяется к физическим лицам либо законным представителям юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля на основании определения компетентного субъекта;

12) временный запрет деятельности, заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток.