Концепции личности.


Значительное место в социологии занимает ролевая теория личности, сформулированная американскими социологами Дж.Мидом и Р.Минтоном, активно далее разрабатывалась Т.Парсонсом и Р.Мертоном, а также германским ученым Р.Дарендорфом.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальным статусом и социальной ролью. Статус – это место (позиция, предполагающая определенные права и обязанности) которое человек занимает в обществе. Человек может иметь множество статусов, но лишь один определяет его положение в обществе – главный или интегральный, который обусловлен его должностью. Предписанные – навязанные обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) определяется усилиями самого человека. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в обществе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в обществе. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения.

По представлениям З.Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих: Ид («Оно») – является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности.

Эго («Я») – сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.

Суперэго («сверх-Я») – оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.

Другой американский социолог, Ч.Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий – интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч.Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

Представление о том, как другие видят меня;

Представление о том, как другие оценивают меня;

Ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс, К.-Д.Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через чзык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес. Если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и обществу в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизующе. Поведенческая концепция главную роль отводит системе стимулов. В качестве стимулов может использоваться любое благо: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги и т.д.

Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. Disposition) теория саморегуляции социального поведения личности. Авторами этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в России – В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.