Легальный и революционный марксизм в России в 1890-х гг. I съезд РСДРП.


 

В 1890-е гг. марксисты все громче заявляли о себе. Они группировались вокруг печатных изданий:

1) легальные марксисты объединяли часть интеллигенции (Булгаков, Туган-Борановский, Франг, Струве, Бердяев), они комментировали идеи Маркса, подчеркивали прогрессивность капитализма как общественно-экономической формации. О революции высказывались осторожно, говорили, что революция в России неприемлема в тот момент была, так как слабо развит капитализм. Большое внимание уделяли полемике с народниками. Либеральные народники в 90-х годах признали наличие в России капитализма и считали, что капитализм – регрессивное явление, т. к. имеет множество издержек и противоречий. Легальные марксисты говорили, что капиталистическое развитие – прогрессивное явление.

2) нелегальные, революционные, социал-демократы. Настаивали на революции, они соглашались с легальными по вопросам о прогрессивности капитализма (Ленин, Мартов, братья Красины, Кржижановский). В 1894 г. Струве издал книги, где полемизировал с народниками. В 1895 г. «Материалы и характеристики нашего хозяйственного развития» (сборник под редакцией Струве), где были представлены как легальные, так и не легальные марксисты, «Экономическое содержание народничества и критика его в книге господина Струве» (статья Ленина). В 1890-х гг. революционные марксисты пытались действовать самостоятельно, проявляя собственную активность. Ленин переехал в Петербург, установил контакты с Брусневцами и создал «Кружок стариков» (с участием брусневцев).Проводилась агитация через рабочие курсы и воскресные школы, попытка объединить разрозненные марксистские группы. Ленин и Мартов хотели создать единую партию. И весной 1895 г. создали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», главной задачей которого была пропаганда, ими заинтересовалась полиция. Арестованных отправили в ссылку, Ленин поехал в Шушенское село на берегах Енисея. Подобные союзы появлялись и в других городах 1895-1897 гг. – в Москве, Киеве, Харькове, Екатеринбурге, кое-где они взаимодействовали с более ранними марксистскими группами.

На национальных окраинах, сначала в Польше в 80-х гг. – «Пролетариат первый» и «Пролетариат второй». Идеология этих групп сводилась к синтезу польского национализма, народничества и марксизма с сильными террористическими настроениями. «Третий пролетариат» уже отвергал терроризм и усвоил интернациональную идеологию, эта группа и создает польскую социалистическую группу. На базе третьего пролетариата в 1893 г. образовалось «Социал-демократия королевства Польского и Литовского» (Роза Люксембург, Мархлевский, Иогихес).

Первая партия «Бунд» (еврейский рабочий союз в России, Польше, Литве) на базе синтеза марксизма и отдельных элементов еврейского национализма (сионизм), она активно участвуют в некоторых марксистских союзах.

В Закавказье, в Грузии среди интеллигенции сильны антирусские настроения, там были созданы 3 марксистские группы: «Мэсамэ даси»[39] самая известная, самостоятельно действовавшая.

В России постепенно марксистские группы устанавливали контакты, хотели провозгласить РСДРП. Первый съезд состоялся 1-3 марта 1898 г. в Минске (нелегально, участвовало 9 человек: Вановский, Петрусевич, Радченко, Эйдельман, Тунчанский, Кремер, Мутников, Катц, Викдорчик, велика роль «Бунда»). Была провозглашена партия РСДРП, которая соединила в себе все «Союзы за освобождение…», выбрали ЦК: Радченко, Эйдельман, Катц. Через несколько дней их и остальных делегатов арестовали. По-прежнему оставались действовать разрозненные группы.