Анатомия формы
В мире Windows Forms тип Form представляет любое окно в приложении, включая главное окно самого верхнего уровня, дочерние окна приложений с многодокументным интерфейсом (multiple document interface — MDI), а также модальные и немодальные диалоговые окна. Тип Form содержит множество возможностей, унаследованных от классов-предков, а также из реализуемых им многочисленных интерфейсов.
Для полноценного порождения типа Form нужны и многие другие базовые классы и интерфейсы, но даже профессиональному разработчику Windows Forms совсем не обязательно знать роли всех членов всех классов или реализованных интерфейсов. Вообще-то большинство членов (а именно, свойств и событий) можно спокойно настраивать с помощью окна Properties (Свойства). Однако все-таки важно знать возможности, предоставляемые родительскими классами Control и Form.
Возможности класса Control
Класс System.Windows.Forms.Control задает общее поведение, необходимое для любого типа графического пользовательского интерфейса. Основные члены класса Control позволяют настраивать размер и позицию элемента, захватывать данные клавиатуры и мыши, получать или задавать фокус/видимость члена и т.д. Ниже приведены наиболее интересные свойства, которые сгруппированы по схожести функций.
§ BackColor, ForeColor, Backgroundlmage, Font, Cursor - Определяют основные качества элемента (цвет, шрифт текста и вид курсора мыши, когда он находится над элементом)
§ Anchor, Dock, AutoSize - Управляют положением элемента внутри контейнера
§ Top, Left, Bottom, Right, Bounds, ClientRectangle, Height, Width - Задают текущие размеры элемента
§ Enabled, Focused, Visible - Содержат логические значения, которые задают состояние элемента
§ ModifierKeys - Статическое свойство, проверяет текущее состояние клавиш-модификаторов (Shift, Ctrl и Alt) и возвращает это состояние в типе Keys
§ MouseButtons - Статическое свойство, проверяет текущее состояние кнопок мыши (левая, правая и средняя) и возвращает это состояние в типе MouseButtons
§ Tablndex, TabStop - Позволяют настроить очередность переходов при нажатии клавиши < Таb >
§ Opacity - Определяет прозрачность элемента 0.0 — полностью прозрачный, 1.0 — полностью непрозрачный)
§ Text - Содержит строковые данные, связанные с данным элементом
§ Controls - Предоставляет доступ к строго типизированной коллекции (например, ControlsCollection), которая содержит все дочерние элементы данного управляющего элемента
Конечно, класс Control определяет ряд событий, которые позволяют перехватывать действия, связанные, к примеру, с мышью, клавиатурой, отображением и перетаскиванием. Некоторые полезные события, сгруппированные по схожести функций, приведены ниже.
§ Click, Doubleclick, MouseEnter, MouseLeave, MouseDown, MouseUp, MouseMove, MouseHover, MouseWheel - Позволяют взаимодействовать с мышью
§ KeyPress, KeyUp, KeyDown - Позволяют взаимодействовать с клавиатурой
§ DragDrop, DragEnter, DragLeave, DragOver - Позволяют отслеживать действия при перетаскивании
И, наконец, базовый класс Control определяет несколько методов, которые позволяют взаимодействовать с любым типом, порожденным от Control. Просматривая методы типа Control, обратите внимание, что имена многих из них содержат префикс On с последующим именем конкретного события (например, OnMouseMove, OnKeyUp и On Paint). Каждый из таких виртуальных On-методов представляет собой обработчик соответствующего события по умолчанию. Если вы переопределите любой из этих виртуальных методов, вы получите возможность выполнять всю необходимую пред- и постобработку события перед и после вызова реализации по умолчанию в родительском классе.
Возможности класса Form
Обычно (хотя и не обязательно) класс Form является непосредственным базовым классом для пользовательских типов Form. Кроме обширного набора членов, унаследованных от классов Control, ScrollableControl и ContainerControl, тип Form добавляет дополнительные возможности — в особенности для главных окон, дочерних MDI-окон и диалоговых окон.
§ AcceptButton - Получает или назначает кнопку на форме, для которой имитируется щелчок при нажатии клавиши < Enter >
§ ActiveMdiChild, IsMdiChild, IsMdiContainer - Используются в контексте MDI-приложений
§ CancelButton - Получает или назначает кнопку на форме, для которой имитируется щелчок при нажатии клавиши < Esc >
§ ControlBox - Получает или устанавливает значение, которое указывает, есть ли на форме блок управления (обычно значки, позволяющие свернуть, развернуть и закрыть форму в правом верхнем углу окна)
§ FormBorderStyle - Получает или задает стиль формы. Используется в сочетании с перечислением FormBorderStyle
§ Menu - Получает или устанавливает меню, расположенное на форме
§ MaximizeBox, MinimizeBox - Определяют, активны ли на форме значки развертывания и свертывания
§ ShowlnTaskbar - Определяет, будет ли отображаться форма на панели задач Windows
§ StartPosition - Получает или определяет первоначальную позицию формы во время выполнения, заданную с помощью перечисления FormStartPosition
§ WindowState - Задает отображение формы на этапе запуска. Используется в сочетании с перечислением FormWindowState
Кроме многочисленных стандартных On-обработчиков событий, тип Form определяет ряд основных методов, перечисленных ниже.
§ Activate () - Делает данную форму активной и передает ей фокус ввода
§ Close() - Закрывает текущую форму
§ CenterToScreen() - Помещает форму в центр экрана
§ LayoutMdi() - Размещает все дочерние формы (в соответствии с перечислением MdiLayout) в родительской форме
§ Show () - Выводит форму как немодальное окно
§ ShowDialog() Выводит форму как модальное диалоговое окно
И, наконец, класс Form определяет ряд событий, большинство из которых генерируются во время жизни формы :
§ Activated - Возникает при активации формы, т.е. при получении фокуса на рабочем столе
§ FormClosed - Возникают непосредственно перед закрытием формы и сразу после FormClosing закрытия
§ Deactivate - Возникает при деактивации формы, т.е. при потере фокуса на рабочем столе
§ Load - Возникает после размещения формы в памяти, но еще до отображения на экране
§ MdiChildActive - Возникает при активации дочернего окна