Особенности политических конфликтов в России


Лекция 26. Политические конфликты в современной России

Содержание политических конфликтов в отдельной стране зави­сит от структурных и функциональных характеристик политиче­ской власти, потребностей политического развития общества, состояния идеологии, традиций и опыта политической борьбы, особенностей политической культуры. Политическая конфликтность в России определяется влиянием исторических и политических традиций, господствующих норм морали и политической ментальности, привычек политического поведения граждан и стереотипов со­знания. Эта зависимость проявляется как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

На межличностном уровне в ряде культур акцент дела­ется на факторе соответствия другим, внимательного отношения к ним, близости и гармоничной взаимозависимости с другими. Такой тип личностного взаимоотношения присущ восточным, азиатским, латиноамериканским культурам. В отличие от них в западноевропейской и североамериканской культурах никогда не ценилось такое открытое единение с другими. В этих культурах люди стремятся поддержать свою независимость от других путем выражения своих индивидуальных особен­ностей. Политически это находит отражение в стремлении к ра­венству и справедливости коллективных форм жизнедеятельно­сти в первом случае, и в стремлении к правовой защищенности частной инициативы и индивидуальности — во втором.

Политическая конфликтность на групповом уровне определяется сложивши­мися ценностями и нормами общения, специфическими для опре­деленного этноса.

Особенности русской политической истории и национальной культуры сформировали ряд содержательных черт конфликтнос­ти, восприятия и поведения в конфликтной ситуации, присущих не только русским людям, но и представителям тех народов, ко­торые тесно связали с Россией свою историческую судьбу. Во-первых, это долготерпение, стремление как можно дольше не всту­пать в открытое столкновение. Россиянин может бесконечно долго терпеть нужду, лишения, притеснения, даже прямое насилие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не считая необходимым до поры до времени вступить с ними в открытое противоборство.

Во-вторых, это крайние формы поведения в конфликте, исхо­дящие из расчета во что бы то ни стало одержать верх, добиться победы над противником. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время сохранять независимость, свободу выражения и отстаивания своих позиций — большая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как нежелание вступать в конфликт, долготерпение одной из сто­рон, переходящее затем в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивление давлению противопо­ложной стороны.

В-третьих, ментальное неприятие конфликта, подсознатель­ное отношение к нему как к тяжелейшему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В Ев­ропе и других странах, где история приучила людей к состоянию перманентного конфликта, у них сформировались устойчивые особенности индивидуализма в качестве реакции на необходи­мость сохранить себя в поле конфликтного напряжения. В отли­чие от них русский характер еще живет грезами братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и по сей день пита­ют идеи соборности, особой роли и предназначения России к окончательному объединению всех народов во имя всеобщего мира и согласия на Земле.

Ряд особенностей российской конфликтности тесно связан с элементами византийского влияния, откуда берет свое начало российское само­державие как устойчивая форма ярко выраженной централизо­ванной власти. Самодержавное строение государства оказало значительное влияние на состояние конфликтности общества, так как государственный интерес стал ре­шающим образом присутствовать на любом провинциальном уровне существования конфликта.

Еще одна особенность проявляется в том, что все более или менее крупные конфликты в России с давних пор чрезмерно идео­логизированы. В борьбу, казалось бы, совершенно частных, хо­зяйственных, социальных, а то и бытовых интересов, почти впле­тается господствующая идеологическая парадигма. В свое время господствующая православная идеология присутствовала не только в спорах по вопросам религии. Затем ее функции посте­пенно перешли к коммунистической идеологии, противополож­ной по содержанию, но столь же монопольно доминирующей по существу. Сильная идеологическая составляющая российской конфликтности также убеждает в отсутствии у россиян европей­ского опыта длительного пребывания в состоянии конфликта на основе свободного противостояния сторон.