Развитие – это направленные необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями системы.


Диалектика – философское учение о развитии.

Лекция №2.

1. Понятие «развитие».

2. Законы диалектики.

1. Основным предметом изучения диалектики является развитие. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Критерий диалектики – нацеленность на развитие.

Процесс развития связан с конкретными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития нет. Развитие разнопланово, многоуровнего, многоэтапно. Развитие неотрывно от движения, изменения. Однако, изменение понимается как множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Процессы дифференциации, возникающие в системе при этом, имеют важное значение. Диалектические изменения носят качественный характер. Следовательно, «качественные изменения» определяют развитие.

Развитие – это целый комплекс, связь ряда преобразований. Развитие – связь качественных преобразований системы, для которой характерна необратимость. Развитие – смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют существенные изменения в строении объекта и формах его жизни.

Развитие – смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. Развитие – особого рода связь состояний. Показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, появление у системы новых возможностей. Т.е. развитие соотносится с направленными преобразованиями.

Основные признаки развития:

1) Качественный характер изменений;

2) Необратимость;

3) Направленность.

Развитие объективное явление, феномен материальной и духовной реальности, не зависящее от субъекта познания.

2. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, т.к.: 1) охватывают все сферы окружающей действительности; 2) раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

а) Закон диалектического синтеза: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Развитие невозможно без отрицаний. Всеобщий характер отрицания.

Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза)характеризует момент преемственности во внутренней форме, структуре. Закон диалектического синтеза интегрален, т.е. данный закон активизирует содержательные моменты прогрессивного развития. Важным признаком является повтор на высшей стадии характерных черт низшей, исходной ступени развитии.

Сфера действия закона отрицания отрицания – прогрессивное, восходящее направленное развитие материальных систем. Прогрессивное развитие происходит в том случае, в котором в результате 2-х отрицаний снятий происходит превращение в противоположность, а затем повторное превращение в противоположность (на более высоком уровне) и синтезирование содержаний предыдущей ступени.

Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: 1) развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; 2) развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; 3) развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

б) Закон перехода количества в качество:выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Изменение качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов системы.

Качество— тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера— единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Переход количества в принципиально новое качество может произойти: 1) резко, одномоментно; 2) незаметно, эволюционно.

в) Закон диалектической противоречивости. Данный закон принято называть – «закон единства и борьбы противоположностей». Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Диалектическое противоречие есть только там, где есть развитие, самодвижение. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы: 1) гармония; 2) дисгармония; 3) конфликт.

Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество»и «различие»и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению: каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению.

Можно также выделить различные виды борьбы: 1) борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); 2) борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; 3) антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Возможны иные виды взаимодействия: 1) содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); 2) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); 3) нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); 4) мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).