Обследование мостов


Основные задачи:

- для построенных мостов – установление соответствия утвержденному проекту и требованиям СНиП*е III-43-75 к качеству работ;

- для эксплуатируемых мостов – выявление их состояния и проверка соответствия его установленным требованиям, а также для решения специальных вопросов (проекта ремонта, реконструкции-усиления, уточнение расчетной грузоподъемности и др.).

При обследовании выполняются следующие основные виды работ:

а) ознакомление с технической документацией;

б) осмотр сооружения;

в) контрольные измерения и инструментальные съемки; кроме того, в зависимости от состояния сооружения могут выполняться дополнительные виды работ, такие как контроль качества материалов неразрушающими методами (ультразвуком и др.); местные вскрытия элементов мостового полотна (уточнение толщины; выявление состояния гидроизоляции); изъятие образцов материалов для выполнения лабораторных испытаний; изучение состояния русла; организация длительных инструментальных наблюдений и другие работы.

При обследовании мостов должны быть отмечены и оценены по их значимости неисправности (недоделки, дефекты, повреждения) обнаруженные в сооружениях. Характерные дефекты и повреждения приведены в приложении 3 (с. 25-27) СНиП*а

3.06.07-86.

Ознакомление с технической документацией. Следует обращать внимание: на правильность оформления отступлений от проекта; на соответствие примененных строительных материалов требованиям проекта и нормативных документов; на наличие и качество оформления промежуточной приемки отдельных конструкций; выполненных на месте ответственных скрытых работ; изучение материалов и данных ранее проведенных обследований и испытаний и как выполнены рекомендации по поддержанию сооружения в исправном состоянии, а также материалы по текущему содержанию, ремонтам, длительным наблюдениям.

Осмотр сооружений. При осмотре сооружения основное внимание следует уделять выявлению в его частях и элементах неисправностей. То есть наличия трещин, погнутостей, выпучиваний, расстройств в стыковых соединений и прикреплений, коррозионных повреждений, разрушений откосов и берегоукрепляющих дамб, повреждений водоотвода, гидроизоляции деформационных швов и других элементов мостового полотна. Обнаруженные неисправности должны быть с необходимой полнотой описаны с указанием времени выявления и возможных причин появления. Наиболее опасные, а также характерные повреждения и дефекты должны быть отражены в эскизах или фотографиях.

Контрольные измерения и инструментальные съемки. Проводятся для оценки соответствия фактических геометрических характеристик сооружения (с учетом установленных допусков) характеристикам, указанным в проектной, исполнительной или эксплуатационной технической документации.

При обследовании мостов съемки с помощью геодезических инструментов проводятся в целях: оценки условий движения транспортных средств и их соответствие требованиям; проверки величин уклонов; точного геодезического закрепления положения отдельных частей и элементов сооружения для выяснения при последующих обследованиях изменений (в том числе, деформаций), возникающих в процессе эксплуатации. С помощью геодезических инструментов следует устанавливать: продольный профиль рельсового пути (по отдельным ниткам), план рельсового пути (с привязкой к осям); продольные профили главных ферм (балок); план главных балок; высотное расположение характерных частей опор моста; поперечные профили проезжей или прохожей частей. Инструментальные съемки следует проводить по надежно зафиксированным точкам и при благоприятных погодных условиях, увязывать с постоянными геодезическими реперами (все это отражается в материалах съемок).

При обнаружении просадок или наклонов опор, смещении пролетных строений, развитии трещин организации, эксплуатирующие сооружения, должны (по рекомендации мостостанций) устанавливать специальные долговременные марки для ведения длительных наблюдений.