Виды адаптации.
Есть несколько видов адаптации:
• профессиональная (приобретение навыков, освоение новых приемов в вы
полнении работы);
• социальная (освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе);
• психофизиологическая (привыкание к новым условиям труда: нагрузкам,
шуму, освещению);
• организационно-экономическая (приспособление к новым организационным и экономическим механизмам управления фирмой).
Различают следующие этапы и формыадаптации сотрудников:
• испытательный срок максимальной продолжительностью 6 месяцев (согласно Трудовому кодексу РФ);
• адаптация молодых специалистов(продолжительность - до 3 лет);
• введение сотрудника в руководящую должность (длительность - до одного года);
• консультирование, наставничество;
• поддержка и развитие персонала на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Испытательный срок - основной период адаптации нового сотрудника - предусмотрен трудовым законодательством. Также он устанавливается в компании при условии, если работа имеет специфические особенности или работник не полностью отвечает предъявляемым к нему требованиям, и необходимо время, чтобы сделать вывод о его профессиональных качествах.
Продолжительность испытательного срока в компании должна быть достаточной для овладения необходимыми навыками (в среднем 3 месяца). Выдержит ли сотрудник испытание, зависит не только от него, но во многом и от работодателя.
Если же новичок не справляется с работой, представитель службы персонала, отвечающий за адаптацию, должен ответить на следующие вопросы:
1. Насколько хорошо он объяснил сотруднику его должностные обязанности?
2. Обеспечил ли проведение соответствующей подготовки работника и введение его в должность?
3. Четко ли поставил задачи, определил план работы?
4. Оказывалась ли поддержка новому члену коллектива?
5. Обсуждались или нет его проблемы на рабочем месте с целью их последующего устранения?
Основными структурными элементами процесса адаптации являются:
1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период адаптации будет минимальным.
2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Программа ориентации, как правило, включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумы. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы: