Виды адаптации.


Есть несколько видов адаптации:

профессиональная (приобретение на­выков, освоение новых приемов в вы­
полнении работы);

социальная (освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе);

психофизиологическая (привыкание к новым условиям труда: нагрузкам,
шуму, освещению);

организационно-экономическая (при­способление к новым организацион­ным и экономическим механизмам уп­равления фирмой).

Различают следующие этапы и фор­мыадаптации сотрудников:

• испытательный срок максимальной продолжительностью 6 месяцев (согласно Трудовому кодексу РФ);

• адаптация молодых специалистов(продолжительность - до 3 лет);

• введение сотрудника в руководящую должность (длительность - до одного года);

• консультирование, наставничество;

• поддержка и развитие персонала на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Испытательный срок - основной пе­риод адаптации нового сотрудника - предусмотрен трудовым законодательством. Также он устанавливается в компании при условии, если работа имеет специфические особенности или работник не полностью отвечает предъявляемым к нему требовани­ям, и необходимо время, чтобы сделать вывод о его профессиональных качествах.

Продолжительность испытательного срока в компании должна быть достаточной для овладения необходимыми навыками (в среднем 3 ме­сяца). Выдержит ли сотрудник испытание, зависит не только от него, но во многом и от работодателя.

Если же новичок не справляется с работой, представитель службы персонала, отвечающий за адаптацию, должен ответить на следующие вопросы:

1. Насколько хорошо он объяснил сотруднику его должностные обя­занности?

2. Обеспечил ли проведение соответствующей подготовки работника и введение его в должность?

3. Четко ли поставил задачи, определил план работы?

4. Оказывалась ли поддержка новому члену коллектива?

5. Обсуждались или нет его проблемы на рабочем месте с целью их пос­ледующего устранения?

Основными структурными элементами процесса адаптации являются:

1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период адаптации будет минимальным.

2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Программа ориентации, как правило, включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумы. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.

Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы: