ЧИТАТЕЛЮ


Письмо и путь к свободе 373

Письмо и этнический облик 370

Утрата письменности и миф о собаке 368

Съеденная письменность 363

Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) 357

ЛЕКЦИЯ 20. Письмо в этнической традиции 357

Скифское послание 352

Знаки избыточности 349

Странный пищевой запрет 346

Сидение на шкуре быка — образ забвения 344

Обряды забвения 340

ЛЕКЦИЯ 19. Письмо забвение и память культуры 340

Детский смех

Юмор индейцев 329

ЛЕКЦИЯ 18. Смех и истоки культуры 329

Стыд — залог будущего примирения 325

Аффекты и проблема зла 322

Заклинание охотника 318

ЛЕКЦИЯ 17. Архаическая личность аффекты и витальность 318

Культурогенная редуплекация 314

Женская генеративность 311

От девичества к материнству 308

О девичьей красоте 303

Бездомность и свобода девушек 300

Преодоление токсикоза культуры 297

ЛЕКЦИЯ 16. Женский путь из природы в культуру 297

Архетип юстевания 294

Структура гостевания 290

Миф о гостях бога 287

ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо 287

Яд культуры 284

Демиурги — маргинальные существа 281

Синтагматический распад 278

ЛЕКЦИЯ 14. Демиурги культуры 278

От постулата коллективного здоровья к новой парадигме 273

Заклинание здоровья 269

Архетип здоровья и личность 263

Гомеостаз организма и роль культуры 261

Подвижный критерий здоровья 256

Типология культур по отношению к здоровью 252

Интенция здоровья 249

ЛЕКЦИЯ 13. Этнология здоровья 249

Контрагенты жеста 247

Жесты и символика ног 243

Кинесический опыт человека 242

Шаг Майтрейи и теория жеста 236

Возможности человеческих рук и ног 235

Поза, жест и кинема 233

ЛЕКЦИЯ 12. Кинесика и жесты 233

Одежда и структуризация времени 230

Приманивание счастья одеждой 221

Свадебный дар головной убор и обувь 216

Стыд и сексуальность 213

ЛЕКЦИЯ 11. Тело в облачении одежд 209

Архетип вещи 204

Округлое тело 201

Космология и витальность 199

Хранилище вещей 195

Овещение человека 192

Вещь как жест 190

1 «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело 209

7 «Быть», а не «иметь» 316

2 Смех богов или обезьян? 331

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1-20 377

ЛИТЕРАТУРА К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1—20 384

 

 

В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсолютной. Ее граждане проводили свободное

время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев.

Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она

учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде странных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры.

Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам тогочеловека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практической науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять другого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя.

История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия-

ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры.

Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие культурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии.

В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью со-

браны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве расселения русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумывание «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.

Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом гипертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наоборот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Историческая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез.

Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги.

Ян Чеснов, Дедовск Московской области