ЧИТАТЕЛЮ
Письмо и путь к свободе 373
Письмо и этнический облик 370
Утрата письменности и миф о собаке 368
Съеденная письменность 363
Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) 357
ЛЕКЦИЯ 20. Письмо в этнической традиции 357
Скифское послание 352
Знаки избыточности 349
Странный пищевой запрет 346
Сидение на шкуре быка — образ забвения 344
Обряды забвения 340
ЛЕКЦИЯ 19. Письмо забвение и память культуры 340
Детский смех
Юмор индейцев 329
ЛЕКЦИЯ 18. Смех и истоки культуры 329
Стыд — залог будущего примирения 325
Аффекты и проблема зла 322
Заклинание охотника 318
ЛЕКЦИЯ 17. Архаическая личность аффекты и витальность 318
Культурогенная редуплекация 314
Женская генеративность 311
От девичества к материнству 308
О девичьей красоте 303
Бездомность и свобода девушек 300
Преодоление токсикоза культуры 297
ЛЕКЦИЯ 16. Женский путь из природы в культуру 297
Архетип юстевания 294
Структура гостевания 290
Миф о гостях бога 287
ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо 287
Яд культуры 284
Демиурги — маргинальные существа 281
Синтагматический распад 278
ЛЕКЦИЯ 14. Демиурги культуры 278
От постулата коллективного здоровья к новой парадигме 273
Заклинание здоровья 269
Архетип здоровья и личность 263
Гомеостаз организма и роль культуры 261
Подвижный критерий здоровья 256
Типология культур по отношению к здоровью 252
Интенция здоровья 249
ЛЕКЦИЯ 13. Этнология здоровья 249
Контрагенты жеста 247
Жесты и символика ног 243
Кинесический опыт человека 242
Шаг Майтрейи и теория жеста 236
Возможности человеческих рук и ног 235
Поза, жест и кинема 233
ЛЕКЦИЯ 12. Кинесика и жесты 233
Одежда и структуризация времени 230
Приманивание счастья одеждой 221
Свадебный дар головной убор и обувь 216
Стыд и сексуальность 213
ЛЕКЦИЯ 11. Тело в облачении одежд 209
Архетип вещи 204
Округлое тело 201
Космология и витальность 199
Хранилище вещей 195
Овещение человека 192
Вещь как жест 190
1 «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело 209
7 «Быть», а не «иметь» 316
2 Смех богов или обезьян? 331
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1-20 377
ЛИТЕРАТУРА К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1—20 384
В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсолютной. Ее граждане проводили свободное
время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев.
Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она
учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде странных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры.
Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам тогочеловека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практической науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять другого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя.
История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия-
ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры.
Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие культурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии.
В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью со-
браны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве расселения русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумывание «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.
Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом гипертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наоборот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Историческая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез.
Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги.
Ян Чеснов, Дедовск Московской области