Принцип цели


Пожалуй, любой человек легко ответит на вопрос: что такое цель? Ясно, что это то, чего мы хотим достичь, цель — мысленное, продуманное и взвешенное определение того результата, на достижение которого направлены наши помыслы и действия. Хотя, разумеется, между пониманием результата и цели есть различие. Цель – это нечто большее, чем результат работы, который можно рассматривать как этап в достижении цели. Цель – это то, что является в деятельности человека путеводной звездой, позволяет получать один результат за другим, и результаты, связанные общим направлением в движении к цели. Именно поэтому цель и является интегрирующим фактором.

Но всегда ли она в реальной практике является таковой? Наверно нет. Цели могут и разъединять людей. Значит, возникает вопрос, как определить цель управления, чтобы она достаточно полно отражала интересы работников и соответствовала интересам акционеров и менеджеров.

Можно по-разному подойти к разработке цели управления. Например, такой подход: интуиция и опыт – решающие факторы. В этом случае менеджер исходит из аналогичных ситуаций, проверенных им в прошлом. Успех прошлых решений, скорректированных интуицией, подсказывает, на что надо ориентироваться и что принесет успех. Но эта схема дает частые сбои, увеличивает риск кризисной ситуации.

Цель надо разрабатывать аналитически и проверять и оценивать все ее детали и последствия, содержание и смысл. Есть хорошая поговорка: дьявол кроется в мелочах. Понимание этого особенно важно при разработке цели управления. Ведь часто именно мелочи показывают и характеризуют нереальность или ошибочность цели.

Когда говорят об аналитической разработки цели, то имеют в виду в первую очередь понимание того, что цель состоит из представления об идеальном состоянии управляемой системы, скорректированном с учетом реальностей, возможностей и ограничений.

Цель включает в себя необходимое, возможное и желаемое состояние управляемой системы (фирмы, предприятия, офиса и пр.). При этом отметим, что:

- необходимое – это понимание объективных тенденций развития экономики;

- возможность отражает опыт и анализ реальности, ограничения по конкуренции и другим факторам рыночной экономики;

- желаемое – это субъективные представления о том, что можно достичь в соответствии с нашими интересами, ценностями и установками.

Возникает вопрос: как совместить в нашем сознании эти три элемента, как найти такое их соотношение и сочетание, которое в максимальной степени соответствовало бы успеху, как отделить желаемое от нежелательного, возможное от невозможного, необходимое от ненужного.

Эта работа зависит:

1) от уровня образования и профессиональной подготовки менеджера и персонала управления;

2) от наличия необходимой информации об интересах людей, состоянии экономики, конкуренции, тенденциях рынка и пр.;

3) от методологии разработки цели (критерии оценок, подходы и принципы, методы анализа и пр.);

4) от отношения к цели как фактору интеграции управления, фактору обеспечивающему эффективность управления

Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения, и часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем. Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и методы их решения — основа искусства управления и часто основывается на предвидении, интуиции. Однако перечень ключевых, центральных задач и, следовательно, ожидаемый эффект от их решения вполне могут и должны быть определены заранее по каждой из основных подсистем управления.

Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека, от государственного и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт.