Корреляционный анализ
Тема 13 Методы многомерного статистического анализа
Процедура корреляционного анализа предполагает подготовку таблицы данных (называется также матрицей наблюдения), где в первом столбце приводятся коды или фамилии испытуемых, а последующие столбцы содержат значения зарегистрированных признаков. В качестве примера можно взять Таблицу данных из Приложения.
Дальнейший этап – составление матрицы интеркорреляций. При этом исходные данные должны быть измерены в метрических шкалах. Так, результаты первых трех параметров в нашей таблице представлены в номинативной шкале и обработке не подлежат. В указанной процедуре используется формула линейной корреляции с целью вычисления сопряженности требуемых пар признаков. Например, для показателей субтестов «осведомленность» и «скрытые фигуры» значение коэффициента Rxy = 0,28. Вручную обработка матрицы занимает очень много времени, поэтому рекомендуется для этой цели использовать компьютерные программы: например, Statistica, SPSS или Excel последних версий.
В нашем случае в результате вычислений матрица принимает следующий вид:
осведомленность | скрытые фигуры | пропущенные слова | арифметика | понятливость | исключение изображений | аналогии | числовые ряды | умозаключения | геометрическое сложение | заучивание слов | средний IQ | экстраверсия-интроверсия | нейротизм | средняя отметка | |
Осведомленность | 0,28 | 0,37 | 0,18 | 0,15 | 0,29 | 0,25 | 0,16 | 0,01 | 0,03 | 0,45 | 0,47 | 0,14 | -0,03 | 0,40 | |
Скрытые фигуры | 0,28 | 0,34 | 0,21 | 0,36 | 0,38 | 0,23 | 0,23 | 0,26 | 0,49 | 0,15 | 0,63 | 0,11 | 0,13 | 0,42 | |
Пропущенные слова | 0,37 | 0,34 | 0,23 | 0,20 | 0,34 | 0,31 | 0,30 | 0,38 | 0,18 | 0,43 | 0,65 | 0,14 | -0,05 | 0,33 | |
Арифметика | 0,18 | 0,21 | 0,23 | 0,19 | 0,17 | 0,54 | 0,51 | 0,38 | 0,39 | -0,04 | 0,57 | -0,13 | 0,06 | 0,23 | |
Понятливость | 0,15 | 0,36 | 0,20 | 0,19 | 0,35 | 0,18 | 0,04 | 0,25 | 0,34 | 0,24 | 0,51 | -0,02 | -0,01 | 0,31 | |
Исключение изображений | 0,29 | 0,38 | 0,34 | 0,17 | 0,35 | 0,18 | 0,25 | 0,23 | 0,19 | 0,32 | 0,57 | 0,09 | -0,02 | 0,35 | |
Аналогии | 0,25 | 0,23 | 0,31 | 0,54 | 0,18 | 0,18 | 0,42 | 0,56 | 0,26 | 0,07 | 0,66 | -0,04 | -0,06 | 0,38 | |
Числовые ряды | 0,16 | 0,23 | 0,30 | 0,51 | 0,04 | 0,25 | 0,42 | 0,38 | 0,28 | 0,17 | 0,61 | -0,17 | 0,29 | 0,38 | |
Умозаключения | 0,01 | 0,26 | 0,38 | 0,38 | 0,25 | 0,23 | 0,56 | 0,38 | 0,40 | -0,01 | 0,64 | 0,02 | -0,03 | 0,22 | |
Геометрическое сложение | 0,03 | 0,49 | 0,18 | 0,39 | 0,34 | 0,19 | 0,26 | 0,28 | 0,40 | -0,11 | 0,56 | 0,20 | 0,36 | 0,19 | |
Заучивание слов | 0,45 | 0,15 | 0,43 | -0,04 | 0,24 | 0,32 | 0,07 | 0,17 | -0,01 | -0,11 | 0,40 | 0,15 | 0,05 | 0,34 | |
Средний IQ | 0,47 | 0,63 | 0,65 | 0,57 | 0,51 | 0,57 | 0,66 | 0,61 | 0,64 | 0,56 | 0,40 | 0,08 | 0,11 | 0,57 | |
Экстраверсия- -интроверсия | 0,14 | 0,11 | 0,14 | -0,13 | -0,02 | 0,09 | -0,04 | -0,17 | 0,02 | 0,20 | 0,15 | 0,08 | -0,02 | 0,09 | |
Нейротизм | -0,03 | 0,13 | -0,05 | 0,06 | -0,01 | -0,02 | -0,06 | 0,29 | -0,03 | 0,36 | 0,05 | 0,11 | -0,02 | -0,04 | |
Средняя отметка | 0,40 | 0,42 | 0,33 | 0,23 | 0,31 | 0,35 | 0,38 | 0,38 | 0,22 | 0,19 | 0,34 | 0,57 | 0,09 | -0,04 |
Поскольку таблица симметрична относительно диагонали, нижнюю часть матрицы можно не печатать. Отдельный фрагмент матрицы интеркорреляции, когда по горизонтали представлены одни признаки, а по вертикали – другие, можно называть корреляционной матрицей.
Следующий этап заключается в маркировке соответствующим числом звездочек тех значений коэффициентов, которые статистически значимо отличаются от нуля (р £ 0,05, 0,01, 0,001). Можно также для обозначения разных уровней достоверности использовать фломастеры разного цвета. После данной процедуры таблица будет выглядеть следующим образом:
осведомленность | скрытые фигуры | пропущенные слова | арифметика | понятливость | исключение изображений | аналогии | числовые ряды | умозаключения | геометрическое сложение | заучивание слов | средний IQ | экстраверсия-интроверсия | нейротизм | средняя отметка | |
Осведомленность | 0,28 | 0,37* | 0,18 | 0,15 | 0,29 | 0,25 | 0,16 | 0,01 | 0,03 | 0,45** | 0,47*** | 0,14 | -0,03 | 0,40** | |
Скрытые фигуры | 0,34* | 0,21 | 0,36* | 0,38** | 0,23 | 0,23 | 0,26 | 0,49*** | 0,15 | 0,63*** | 0,11 | 0,13 | 0,42** | ||
Пропущенные слова | 0,23 | 0,20 | 0,34* | 0,31* | 0,30* | 0,38** | 0,18 | 0,43** | 0,65*** | 0,14 | -0,05 | 0,33* | |||
Арифметика | 0,19 | 0,17 | 0,54*** | 0,51*** | 0,38** | 0,39** | -0,04 | 0,57*** | -0,13 | 0,06 | 0,23 | ||||
Понятливость | 0,35* | 0,18 | 0,04 | 0,25 | 0,34* | 0,24 | 0,51*** | -0,02 | -0,01 | 0,31* | |||||
Исключение изображений | 0,18 | 0,25 | 0,23 | 0,19 | 0,32* | 0,57*** | 0,09 | -0,02 | 0,35* | ||||||
Аналогии | 0,42** | 0,56*** | 0,26 | 0,07 | 0,66*** | -0,04 | -0,06 | 0,38** | |||||||
Числовые ряды | 0,38** | 0,28 | 0,17 | 0,61*** | -0,17 | 0,29* | 0,38** | ||||||||
Умозаключения | 0,40** | -0,01 | 0,64*** | 0,02 | -0,03 | 0,22 | |||||||||
Геометрическое сложение | -0,11 | 0,56*** | 0,20 | 0,36** | 0,19 | ||||||||||
Заучивание слов | 0,40** | 0,15 | 0,05 | 0,34* | |||||||||||
Средний IQ | 0,08 | 0,11 | 0,57*** | ||||||||||||
Экстраверсия- -интроверсия | -0,02 | 0,09 | |||||||||||||
Нейротизм | -0,04 | ||||||||||||||
Средняя отметка |
Затем следует построение корреляционного графа. На чертеже представляются отдельные качества, измеренные субтестами, при этом коррелирующие качества соединяются линиями. Рекомендуются употреблять следующие типы линий:
r > 0 | r < 0 | |
0,1 | ||
0,05 | ||
0,01 | ||
0,001 |
Фрагмент графа называется корреляционной плеядой.
Ниже дан пример корреляционных графов, демонстрирующих структурированность лингвистических способностей у студентов, характеризующихся высоким (слева) и низким (справа) уровнем обучаемости (данные получены по результатам исследования проведенного автором).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
1 – Общая обучаемость иностранному языку
2 – Вербальная оперативная память
3 – Способность к установлению языковой закономерности
4 – Способность к вероятностному прогнозированию
5 – Слуховая дифференциальная чувствительность