Корреляционный анализ


Тема 13 Методы многомерного статистического анализа

Процедура корреляционного анализа предполагает подготовку таблицы данных (называется также матрицей наблюдения), где в первом столбце приводятся коды или фамилии испытуемых, а последующие столбцы содержат значения зарегистрированных признаков. В качестве примера можно взять Таблицу данных из Приложения.

Дальнейший этап – составление матрицы интеркорреляций. При этом исходные данные должны быть измерены в метрических шкалах. Так, результаты первых трех параметров в нашей таблице представлены в номинативной шкале и обработке не подлежат. В указанной процедуре используется формула линейной корреляции с целью вычисления сопряженности требуемых пар признаков. Например, для показателей субтестов «осведомленность» и «скрытые фигуры» значение коэффициента Rxy = 0,28. Вручную обработка матрицы занимает очень много времени, поэтому рекомендуется для этой цели использовать компьютерные программы: например, Statistica, SPSS или Excel последних версий.

В нашем случае в результате вычислений матрица принимает следующий вид:

 

  осведомленность скрытые фигуры пропущенные слова арифметика понятливость исключение изображений аналогии числовые ряды умозаключения геометрическое сложение заучивание слов средний IQ экстраверсия-интроверсия нейротизм средняя отметка
Осведомленность 0,28 0,37 0,18 0,15 0,29 0,25 0,16 0,01 0,03 0,45 0,47 0,14 -0,03 0,40
Скрытые фигуры 0,28 0,34 0,21 0,36 0,38 0,23 0,23 0,26 0,49 0,15 0,63 0,11 0,13 0,42
Пропущенные слова 0,37 0,34 0,23 0,20 0,34 0,31 0,30 0,38 0,18 0,43 0,65 0,14 -0,05 0,33
Арифметика 0,18 0,21 0,23 0,19 0,17 0,54 0,51 0,38 0,39 -0,04 0,57 -0,13 0,06 0,23
Понятливость 0,15 0,36 0,20 0,19 0,35 0,18 0,04 0,25 0,34 0,24 0,51 -0,02 -0,01 0,31
Исключение изображений 0,29 0,38 0,34 0,17 0,35 0,18 0,25 0,23 0,19 0,32 0,57 0,09 -0,02 0,35
Аналогии 0,25 0,23 0,31 0,54 0,18 0,18 0,42 0,56 0,26 0,07 0,66 -0,04 -0,06 0,38
Числовые ряды 0,16 0,23 0,30 0,51 0,04 0,25 0,42 0,38 0,28 0,17 0,61 -0,17 0,29 0,38
Умозаключения 0,01 0,26 0,38 0,38 0,25 0,23 0,56 0,38 0,40 -0,01 0,64 0,02 -0,03 0,22
Геометрическое сложение 0,03 0,49 0,18 0,39 0,34 0,19 0,26 0,28 0,40 -0,11 0,56 0,20 0,36 0,19
Заучивание слов 0,45 0,15 0,43 -0,04 0,24 0,32 0,07 0,17 -0,01 -0,11 0,40 0,15 0,05 0,34
Средний IQ 0,47 0,63 0,65 0,57 0,51 0,57 0,66 0,61 0,64 0,56 0,40 0,08 0,11 0,57
Экстраверсия- -интроверсия 0,14 0,11 0,14 -0,13 -0,02 0,09 -0,04 -0,17 0,02 0,20 0,15 0,08 -0,02 0,09
Нейротизм -0,03 0,13 -0,05 0,06 -0,01 -0,02 -0,06 0,29 -0,03 0,36 0,05 0,11 -0,02 -0,04
Средняя отметка 0,40 0,42 0,33 0,23 0,31 0,35 0,38 0,38 0,22 0,19 0,34 0,57 0,09 -0,04

 

Поскольку таблица симметрична относительно диагонали, нижнюю часть матрицы можно не печатать. Отдельный фрагмент матрицы интеркорреляции, когда по горизонтали представлены одни признаки, а по вертикали – другие, можно называть корреляционной матрицей.

Следующий этап заключается в маркировке соответствующим числом звездочек тех значений коэффициентов, которые статистически значимо отличаются от нуля (р £ 0,05, 0,01, 0,001). Можно также для обозначения разных уровней достоверности использовать фломастеры разного цвета. После данной процедуры таблица будет выглядеть следующим образом:

  осведомленность скрытые фигуры пропущенные слова арифметика понятливость исключение изображений аналогии числовые ряды умозаключения геометрическое сложение заучивание слов средний IQ экстраверсия-интроверсия нейротизм средняя отметка
Осведомленность 0,28 0,37* 0,18 0,15 0,29 0,25 0,16 0,01 0,03 0,45** 0,47*** 0,14 -0,03 0,40**
Скрытые фигуры   0,34* 0,21 0,36* 0,38** 0,23 0,23 0,26 0,49*** 0,15 0,63*** 0,11 0,13 0,42**
Пропущенные слова     0,23 0,20 0,34* 0,31* 0,30* 0,38** 0,18 0,43** 0,65*** 0,14 -0,05 0,33*
Арифметика       0,19 0,17 0,54*** 0,51*** 0,38** 0,39** -0,04 0,57*** -0,13 0,06 0,23
Понятливость         0,35* 0,18 0,04 0,25 0,34* 0,24 0,51*** -0,02 -0,01 0,31*
Исключение изображений           0,18 0,25 0,23 0,19 0,32* 0,57*** 0,09 -0,02 0,35*
Аналогии             0,42** 0,56*** 0,26 0,07 0,66*** -0,04 -0,06 0,38**
Числовые ряды               0,38** 0,28 0,17 0,61*** -0,17 0,29* 0,38**
Умозаключения                 0,40** -0,01 0,64*** 0,02 -0,03 0,22
Геометрическое сложение                   -0,11 0,56*** 0,20 0,36** 0,19
Заучивание слов                     0,40** 0,15 0,05 0,34*
Средний IQ                       0,08 0,11 0,57***
Экстраверсия- -интроверсия                         -0,02 0,09
Нейротизм                           -0,04
Средняя отметка                            

 

Затем следует построение корреляционного графа. На чертеже представляются отдельные качества, измеренные субтестами, при этом коррелирующие качества соединяются линиями. Рекомендуются употреблять следующие типы линий:

 

  r > 0 r < 0
0,1  
0,05  
0,01    
0,001  

 

Фрагмент графа называется корреляционной плеядой.

Ниже дан пример корреляционных графов, демонстрирующих структурированность лингвистических способностей у студентов, характеризующихся высоким (слева) и низким (справа) уровнем обучаемости (данные получены по результатам исследования проведенного автором).

 


 

 

Условные обозначения:

1 – Общая обучаемость иностранному языку

2 – Вербальная оперативная память

3 – Способность к установлению языковой закономерности

4 – Способность к вероятностному прогнозированию

5 – Слуховая дифференциальная чувствительность