Значение и разработка стратегии.


Выбор инновационной стратегии.

 

Залогом инновационной деятельности является выбор стратегии, т.к. необходимо предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя реагировать на них. Выбор стратегии в условиях рыночной экономики – трудная задача. Руководитель предприятия должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение на своей фирме, дабы не отстать от конкурентов.

Стратегию можно определить как процесс принятия решений для достижения поставленных целей с помощью определенных методов и средств.

Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощности данного предприятия по отношению к конкурентам.

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Все большее число фирм признают необходимость стратегического планирования и активно внедряют его. Конкуренция диктует производителям необходимость предвидеть, прогнозировать и планировать возможные изменения.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и других форм инновационной деятельности.

Цели стратегического планирования:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов – «Внутренняя стратегия». Ресурсы ограничены, следовательно, необходимо их планировать. Возможно также приобретение предприятием новых предприятий в других отраслях, подбор «портфеля» предприятия.

2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача эффективного приспособления к изменению внешних факторов.

 

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе, анализе данных. Кроме того, в современном мире обстановка быстро меняется, что приводит к такой стратегии, чтобы при необходимости ее можно было бы подкорректировать.

Разработка стратегии начинается с формулировки главной цели организации, которая должна быть понятна любому человеку.

В литературе главная цель обозначена понятием «политика», «философия», «миссия».

В прежних условиях хозяйствования предприятия не определяли свою миссию, т.к. при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и диктовались сверху. Обычно они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов.

Миссия организации дает представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников и общества в целом. Нет универсальных правил при формировании миссии, т.к. существует множество подходов к определению миссии и ее содержанию. Центральным моментам миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации. При определении главной цели на первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей и общества в целом, при чем не только в наше время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести миссию компании «Ford» - предоставление людям дешевого транспорта. Так философия кампании заключается в том, что в центре внимания качество, понятие которого раскрывается с разных сторон и дает представление не только о качестве, но и о компании в целом и цели руководства (это другой подход).

Пример формулировки миссии.

Организация – коммерческий банк.

Миссия – содействие становлению и развитию малого бизнеса путем представления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

Организация – ювелирно – художественная фирма.

Миссия – производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей.

Организация – компания, производящая оборудование для офисов

Миссия – наша цель – решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные, человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях труда.

Организация – инвестиционная компания.

Миссия – мы готовы инвестировать капитал в любую отрасль, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста. Миссия нацелена на общественное признание, поможет показать, на сколько значима, полезна данная организация.

Миссия должна учитывать:

- основное направление деятельности фирмы

- рабочие принципы во внешней среде (отношение к потребителю, ведение деловых связей, торговые принципы)

- культура организации, ее тенденции, рабочий климат.

 

После постановки общей цели (миссии) осуществляется второй этап стратегического планирования – это конкретизация цели. Например, могут быть определены следующие цели:

1. Добиться в текущем году прибыли 30 млн.руб.

2. увеличение объема продаж и доли рынка – Х (какая-либо цифра)

3. Достижение изменения в организационной структуре и деятельности (открыть дочернюю фирму)

4. Проведение НИОКР и внедрение новых технологий.

5. Соц.ответственность (выделение определенных средств на компьютеризацию какого-либо класса на больницу).

Каждая цель должна быть ограничена во времени. Требования к постановке цели:

- Цель должна быть четко, «конкретно выражена и определяться единицами измерения»

- Каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения.

- Цели могут быть долгосрочными – до 10 лет, среднесрочными – до 5 лет, краткосрочными – до 1 года.

- Более жестко должны быть определены такие понятия, как: цели не должны отрицать друг друга; цели должны быть достижимыми в принципе.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внутренней и внешней среды предприятия. Внешняя среда: факторы экономические, политические, демографические, связанные с конкуренцией, рыночные…

Факторы внутренней среды:

1. Анализ подсистемы предприятия и сравнение этого анализа с анализом подсистем конкурентов (например, по схеме Портера), что выведет на выявление сильных и слабых сторон как своих, так и конкурентов, что позволит определить стратегию конкурентной борьбы (силовая, нишевая,?)

2. Необходимо оценить изменения, которые происходят или могут произойти в планируемом периоде, выявить факторы, угрожающие позициям предприятия и выяснить факторы, благоприятные для деятельности предприятия. Подсистема НИР играет большую роль.

 

Методы выбора инновационной стратегии.

В основы выработки инновационной стратегии лежит теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая фирмой научно-техническая политика.

Типы инновационной стратегии:

- Наступательная

- Оборонительная

- Имитационная

Наступательная стратегия характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Обычно используется малыми инновационными фирмами.

Оборонительная стратеги направлена на то, чтобы удержать конкурентную позицию фирмы на имеющихся рынках. Эта стратегия требует интенсивных научно – исследовательских и опытных конструкторских работ.

Имитационная стратегия используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Ее используют фирмы, которые копируют потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

 

Каждая производственная единица в каждый конкретный момент времени вынуждена работать над товаром, который относится к 3-м поколениям техники:

- уходящему

- господствующему

- перспективному.

Каждое поколение техники проходит обособленный жизненный цикл.

 

Рис. «Цикл выпуска сменяющих друг друга продуктов»

 

Фирма в период времени t1, t2, t3 работает над тремя поколениями техники, которые последовательно сменяют друг друга. (А, В, С)

Продукт А в период времени от t1 до t2 находится в стадии спада; продукт С в период времени от t2 до t3 – на стадии роста, а продукт В от t1 до t3 – проходит весь жизненный цикл. Циклический характер развития поколений техники можно описать с помощью диаграмм выпуска продукции предприятия.

 

Т1 –

 

 

Т2 -

 

Т3 –

 

Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных разработок до снятия с производства) в условиях рыночной экономики формируется усилиями множества предприятий и фирм. Цикл охватывает 3 частных цикла:

- научный

- изобретательский

- производственный.

Эти три цикла на протяжении жизни одного поколения техники осуществляются друг за другом последовательно, хотя и с некоторым взаимным наложением во времени. Исследования показали, что между этими циклами имеется статическая связь через временной лаг, равный определенному промежутку во времени. Это время между моментом появления технического решения (либо момента регистрации технического решения, т.е. получения патента) и момента максимального объема использования этой идеи в промышленности. В связи с этим научно- технический отдел предприятия должен тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Для успешного решения этой задачи необходимо иметь потоки информации.