Формирование ассортимента
Ассортиментная концепция— построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения на основе потребительских требований определенных групп (сегментов рынка) с эффективным использованием предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов.
Ассортиментная политика логистической системы должна учитывать следующие аспекты:
1) технологические возможности;
2) потребность рынка в ассортименте или в дифференциации товара;
3) необходимость получения конкурентного преимущества;
4) достижения товарооборота, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.
Формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Основная задача при формировании и управлении ассортиментом — обеспечение своевременного предложения товаропроизводителем определенной совокупности товаров.
При принятии решений по формированию ассортимента необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, их отдельных серий, возможности предприятия, требования покупателей к качеству товаров, возможность определения гарантий и уровня сервисного обслуживания, наличие конкурентов. Поскольку товарная номенклатура организации представляет собой совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, то ее формирование будет зависеть от подходов к объединению в группы.
Ассортиментная группа— это группа товаров, тесно связанных между собой в зависимости от одного из основных признаков — функции товара, группы потребителей, цены, возрастных групп, др.
Система формирования ассортимента включает:
1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2) анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
3) оценку конкурентной продукции;
4) оценку качества выпускаемой продукции с позиций покупателя;
5) принятие решения о номенклатуре товаров;
6) принятие решения о диверсификации продукции за счет других направлений производства;
7) анализ новых технологических возможностей;
8) усовершенствование существующих технологий;
9) разработку спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;
10)проведение испытаний или тестирований продукции;
11) разработку параметрических характеристик выпускаемой продукции;
12) Разработку упаковки;
13) разработку сервисного обслуживания;
14) проведение анализа ценообразования на новый ассортимент;
15)анализ рентабельности.
Формирование ассортимента может осуществляться различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. В крупных логистических системах необходимо обдумать вопрос создания службы управления ассортиментной политикой предприятия, которая поможет минимизировать издержки на принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая:
1) изъятие нерентабельных видов продукции, моделей, типоразмеров;
2) определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий;
3) установление четкого контроля за сбытом различных ассортиментных групп товаров;
4) утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов;
5) анализ и расчет выделения необходимых финансовых средств на утвержденные программы и планы.