Формирование ассортимента


Ассортиментная концепция— построение оп­тимальной ассортиментной структуры, товарного предложения на основе потребительских требований определенных групп (сегментов рынка) с эффектив­ным использованием предприятием сырьевых, техно­логических, финансовых и иных ресурсов.

Ассортиментная политика логистической системы должна учитывать следующие аспекты:

1) технологические возможности;

2) потребность рынка в ассортименте или в диффе­ренциации товара;

3) необходимость получения конкурентного преиму­щества;

4) достижения товарооборота, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.

Формирование ассортимента происходит с уче­том оборачиваемости товаров, размера товарообо­рота и получаемой прибыли. Основная задача при формировании и управлении ассортиментом — обес­печение своевременного предложения товаропроиз­водителем определенной совокупности товаров.

При принятии решений по формированию ассор­тимента необходимо учитывать степень близости меж­ду товарами различных товарных групп, их отдельных серий, возможности предприятия, требования покупате­лей к качеству товаров, возможность определения гарантий и уровня сервисного обслуживания, наличие конкурентов. Поскольку товарная номенклатура органи­зации представляет собой совокупность ассортимент­ных групп товаров и товарных единиц, то ее формирова­ние будет зависеть от подходов к объединению в группы.

Ассортиментная группа— это группа товаров, тесно связанных между собой в зависимости от од­ного из основных признаков — функции товара, группы потребителей, цены, возрастных групп, др.

Система формирования ассортимента вклю­чает:

1) определение текущих и перспективных потребно­стей покупателей;

2) анализ способов использования данной продук­ции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

3) оценку конкурентной продукции;

4) оценку качества выпускаемой продукции с пози­ций покупателя;

5) принятие решения о номенклатуре товаров;

6) принятие решения о диверсификации продукции за счет других направлений производства;

7) анализ новых технологических возможностей;

8) усовершенствование существующих технологий;

9) разработку спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупа­телей;

10)проведение испытаний или тестирований продукции;

11) разработку параметрических характеристик выпу­скаемой продукции;

12) Разработку упаковки;

13) разработку сервисного обслуживания;

14) проведение анализа ценообразования на новый ассортимент;

15)анализ рентабельности.

Формирование ассортимента может осуществ­ляться различными методами в зависимости от масш­табов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. В круп­ных логистических системах необходимо обдумать вопрос создания службы управления ассортимент­ной политикой предприятия, которая поможет мини­мизировать издержки на принятие принципиаль­ных решений относительно ассортимента, включая:

1) изъятие нерентабельных видов продукции, моде­лей, типоразмеров;

2) определение необходимости исследований и раз­работок для создания новых и модификации су­ществующих изделий;

3) установление четкого контроля за сбытом различ­ных ассортиментных групп товаров;

4) утверждение планов и программ разработки но­вых или совершенствования уже выпускаемых про­дуктов;

5) анализ и расчет выделения необходимых финансо­вых средств на утвержденные программы и планы.