Государственная политика в области защиты информации


Ужесточение требований по обеспечению режима секретности. Меры по усилению охраны режимных предприятий. Основные положения и значение нормативных документов по вопросам защиты информации. В связи с отмеченными тенденциями претерпела соответствующие изменения и государственная политика в области защиты информации. В этот период Советский Союз предпринял ряд мер, связанных с ужесточением требований к обеспечению режима секретности в учреждениях, организациях и на предприятиях.

Для повышения бдительности и усиления охраны государственной тайны на этих объектах в декабре 1946 г. было издано Постановление Совета Министров СССР «Об упорядочении ведомственной охраны и ее оперативном подчинении войскам МВД». Во исполнение данного Постановления в этом же году Приказом МВД СССР было создано 5 комендатур по охране особо важных объектов промышленности. Тем самым были заложены основы создания специальных частей внутренних войск по охране особо важных государственных объектов и специальных грузов. В апреле 1948 г. они были переданы из МВД в ведение МТБ СССР.

Существенное значение для усиления режима секретности имело также Постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1952 г. «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств».

Органы защиты государственных секретов. Сразу же по окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, созданные в свое время исходя из потребностей военного времени. Функции упраздненного ГКО были переданы Совету Народных Комиссаров СССР. Военно-промышленные наркоматы были преобразованы в органы управления мирными отраслями производства. В 1946 г. про­изошли дальнейшие изменения в высших органах управления СССР, ■оюзных и автономных республик. В марте этого же года Верховный [Совет Союза принял Закон о преобразовании Совета Народных Ко-шиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов - в министерства.

Значительно возросла в рассматриваемый период роль специальных (субъектов в области обеспечения информационной безопасности - раз-' ведывательных и контрразведывательных служб государства. Они пре-

терпели за рассматриваемый период несколько существенных струк турных изменений и переименований. Все эти структуры были объеди­нены в рамках образованного 18 марта 1954 г. Комитета государствен­ной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Основные структурные звенья КГБ занимались в тот период следующими напрам лениями: 1-е Главное управление - внешняя разведка; 2-е Главно! управление - контрразведка; 3-е Главное управление - военная контр­разведка; 4-е Управление - борьба с антисоветскими элементами, 5-е Управление - обеспечение государственной безопасности в экомех мике; 6-е Управление - обеспечение государственной безопасности пя транспорте; 7-е Управление - оперативная работа (обыски, аресты, ми-ружное наблюдение, установки); 8-е Главное управление - шифровала ная и дешифровальная работа; 9-е Управление - охрана руководителе!! партии и правительства.

Особую актуальность имело проведение контрразведывателыи.и мероприятий на объектах атомной промышленности, которыми ведал 1-й спецотдел КГБ при СМ СССР. Сбор развединформации по сочди« нию атомной бомбы с 27 сентября 1945 г. находился в Отделе «С» НКВД СССР, который в 1946 г. был передан в ведение 1-го Главного управления МГБ СССР1.

С учетом тех приоритетов, которые в рассматриваемый перио, имела внешняя разведка, рассмотрим основные направления ее де| тельности. Как уже отмечалось, в Европе и Азии сложилась систем дружественных СССР социалистических государств, которые янп* лись своего рода буфером между нашей страной и странами Запади Однако США, обладавшие к окончанию войны монополией на атом ное оружие, и их союзники не могли смириться с возросшим автор»* тетом и влиянием СССР на международной арене. Президент ('II\т\ Г. Трумен вслед за У. Черчиллем заявил о необходимости проведения в отношении СССР политики с «позиции силы». Следует отметите что подобный поворот событий не был сюрпризом для советскоЯ внешней разведки, которая еще в годы войны информировала поим тическое руководство страны о планах Запада в отношении послами енного устройства в Европе и Азии. В частности, Центру было и iJ вестно, что США, проводившие в довоенные годы политику самом-ня ляции, выйдя из войны практически не пострадавшими, получиншие

в свое распоряжение атомное оружие, стремятся навязать всему миру свою гегемонию и рассматривают СССР как потенциального против­ника. Великобритания, значительно ослабленная в результате войны, стремилась восстановить утраченные позиции в Европе и любой це­ной сохранить свою колониальную империю.

 

1 См.: Главное управление государственной безопасности НКВД СССР: УИ затель переименований и хронологических рамок. - [Электронный pecypi | I1» жим доступа: http://www.memo.ru/history/NKVD/STRU.

 

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки. Коренные изменения, происшедшие после Второй мировой войны на Международной арене, поставили перед внешней разведкой новые за­дачи, среди них наиболее важными были задачи по вскрытию секрет-Ьых военно-политических планов США и их союзников в отношении КССР, особенно в военной области.

Разведку интересовали: возможные действия США и Англии в Мучае военного столкновения с СССР; планы перевооружения армий ВША и Великобритании, в том числе по их оснащению ядерным ■ружием; планы создания НАТО и других антисоветских агрессив­ных группировок; планы послевоенного устройства в Европе, в том меле германская проблема; проблемы мирного договора с бывшими Шрюзниками гитлеровской Германии; будущее государственное уст-Ьйство в Польше, Чехословакии; устремления США в Китае и Ко-Jee, а также другие задачи.

Структура внешней разведки в послевоенный период. В 1947 г. Внешняя разведка подверглась в очередной раз реорганизации, кото­рая диктовалась не соображениями целесообразности, а скорее жела­нием Сталина лишний раз перетасовать «колоду КГБ». Постановле­нием Совета Министров СССР от 30 мая 1947 г. был создан Комитет Информации при СМ СССР, на который возлагалось осуществление Политической, военной и научно-технической разведки. Он объеди­нил 1-е Управление бывшего МГБ, созданное в марте 1946 г., и Глав­ное разведывательное управление Генштаба Советской Армии. Внешняя контрразведка оставалась в руках МГБ и подчинялась В. П. Берии. Фактически внешняя разведка стала подчиняться МИД СССР, а в 1949 г. она была подчинена ему напрямую, и во главе Ко-■итета информации стал В. М. Молотов. В систему функционирова­ния внешней разведки был введен институт главных резидентов, ко-Ьрыми назначались послы и посланники.

Е Комитет информации при СМ СССР (КИ) в послевоенный период Ьстоял из линейных подразделений (американский, английский, французский, германский отделы, отдел скандинавских стран, китай-■сий отделы и т.п.), отдела научно-технической разведки, управления Стратегической разведки, а также подразделений по обеспечению

разведывательной деятельности (отдел оперативной техники, свячи, I шифровальный и т.п.).

Во главе Комитета информации стоял Председатель (Молок ш, Зорин), а фактически работой КИ руководил его заместитель.

Организация разведывательной работы. В довоенный период м разведке не существовало понятие «главный противник», разведки работала против тех стран, со стороны которых исходила угроза не посредственного военного нападения. Во время войны главным про. тивником считалась Германия и ее союзники, после войны стала нр<>«| рисовываться картина возможного ядерного нападения со стороны j США, которые ежегодно обновляли планы нанесения ядерных ударим j по СССР, увеличивая количество бомб, необходимых для уничтожр.1 ния экономического и военного потенциала нашей страны.

В феврале и сентябре 1950 г. Комитет информации принял приш ципиально важное решение «считать разведку против США одном ни главных задач всех оперативных управлений». В марте 1951 г. CIII^I были названы главным противником СССР, а разведка против США А важнейшей задачей внешнеполитической разведки. Разработка жА риканских учреждений с целью агентурного проникновения в ни if вменялась в обязанность всех резидентур, а не только в США.

В связи с обострением агентурно-оперативной обстановки в стрц нах Запада, вызванной «холодной войной» США и их союзники против СССР и социалистических стран, разведывательная деягсл! ность «легальных» резидентур в Европе и особенно на американски! континенте была серьезно затруднена. Поскольку наряду с резидо^ турами КИ за рубежом одновременно действовали контрразведми) тельные резидентуры министерства госбезопасности, с 1 нояС)[1 1951 г. в зарубежных странах были воссозданы единые резидентур! К этому моменту Комитет информации как разведывательное но| разделение уже сворачивал свою деятельность.

К концу Второй мировой войны советская внешняя разведка супа ла создать мощный агентурный аппарат, превративший ее в Л эффективную разведывательную службу мира. Она была способ! выполнять задачи, которые ставило политическое руководство стран по получению важной секретной информации. Агентурный anruipnij основном состоял из лиц, завербованных на идейно-политической и| патриотической основе. По занимаемому положению агенты в ляющем большинстве принадлежали к средним слоям общестнп новники, партийные функционеры, ученые), лишь некоторые m м принадлежали к высшим правящим кругам. Важную роль в посипи

енный период играли так называемые «агенты-документалисты», т.е. лица, способные добывать ценную документальную информацию. По-[ток информации от этих агентов был настолько велик, что не вся она |перативно обрабатывалась из-за недостатка опытных кадров1.

Совершенствование методов защиты государственных секретов на режимных объектах. В 1947 г. на объектах Первого главного управления при Совете Министров СССР, занимавшихся реализацией ядерной программы страны, были введены должности заместителей (помощников) начальников объекта по режиму. На них возлагался

целый комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности ядерных объектов, в том числе и информационной. Впоследствии эти требования были распространены на все режимные объекты страны.

Среди наиболее значимых нормативных правовых актов, направ­ленных на совершенствование методов защиты государственных секре-Hdb, необходимо назвать «Инструкцию по обеспечению сохранности Восударственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР», ут­вержденную в 1956 г. Председателем КГБ при СМ СССР. Она включа-Ва в себя следующие разделы: 1) общие положения; 2) задачи секрет-иых отделов и секретных частей; 3) помещения секретных отделов и частей и их охрана; 4) допуск лиц к особо важным, совершенно секрет-рым и секретным документам; 5) обязанности лиц, допущенных к осо­бо важным, совершенно секретным и секретным документам; 6) опре­деление степени секретности; 7) ведение особо важных, совершенно ■Вкретных и секретных работ; 8) разработка, учет и размножение, хра­нение особо важных, совершенно секретных и секретных чертежей и ■бхнической документации; 9) размножение совершенно секретных и ■кретных изданий в типографиях; 10) ведение особо важного, совер­шенно секретного и секретного делопроизводства; 11) составление и Прохождение шифртелеграмм; 12) пользование особо важными, совер­шенно секретными и секретными сведениями в командировках; 13) со-|ещания по особо важным, совершенно секретным и секретным вопро-■ам; 14) библиотеки совершенно секретных и секретных изданий.

Регламентация ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов со сведениями, отнесенными к государственной тайне.

 

См.: Внешняя разведка в послевоенный период (1945-1953 гг.). - [Элек-I Тронный ресурс] Режим доступа: http://svr.gov.ru/history/stage07.htm.

 

Кардинальных изменений в уголовном праве в ближайший послевоенный период не произошло, можно лишь отметить одну общую тенденцию - определенное усиление уголовной репрессии. Правда, сразу же по окончании войны с Германией была проведена широкая амнистия, а в 1947 г. даже была отменена смертная казнь. Однако ее отсутствие в перечне уголовных наказаний продолжалась недолго - 12 января 1950 г. был принят указ Президиум» Верховного Совета СССР «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам и подрывникам-диверсантам», в соответствии с которым по наиболее опасным государственным преступлениям (измена Родине, шпионаж, диверсия) смертная казнь была восстановлена1. Этот шаг был предпринят сталинским окружением в первую очередь для того, чтобы расправиться с очередной «антипартийной группой по так называемому «ленинградскому делу»2.

9 июня 1947 г. для повышения бдительности и усиления охраны государственной тайны Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и| за утрату документов, содержащих государственную тайну». Установив единство уголовного законодательства по этому вопросу, он предусмотрел три состава преступления: разглашение государственной тайны, утрату документов и иных материалов, содержащих государственную тайну, и оглашение за границей изобретений, открытии и усовершенствований, составляющих государственную тайну. За совершение перечисленных видов преступлений Указом были предусмотрены различные наказания - от четырех до двадцати лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, если только эти действия не квалифицировались как измена Родине или шпионаж3.

Рассматриваемый период характеризуется важным событием в жизни страны - смертью Сталина, который руководил государством более тридцати лет. После этого события резко обострилась внутри-партийная борьба за власть между его бывшими единомышленниками. Несмотря на то, что к власти пришло так называемое «коллективное руководство» - ближайшие соратники Сталина Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Л. М. Каганович, А. И. Микоян,

Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, междоусобная борьба за власть не прекратилась. Итогом этой борьбы стал приход к руководству страной в 1956 г. Н. С. Хрущева.

 

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. Чио«] тякова. С. 389.

2 См.: Пихоя Р. Ленинградская «антипартийная» группа: Архив // Между нй< родный исторический журнал. 1999. № 6.

3 См.: Герцензон А. А., Грингауз Ш. С, Дурманов Н. Д., Исаев М. М., Утч» ский Б. С. История советского уголовного права. — М., 1947.