Оптимизация баланса взаимоотношений частного предпринимательства и государства


В экономической литературе обобщен опыт ведущих развитых стран по участию государства в регулировании экономики. В различных публикациях у нас чаще всего пропагандируется необходимость ухода государства из экономики. Переход от командно-административной к рыночной экономике осуществляется в таких масштабах впервые и

поэтому недооценка роли государства является одной из основных причин кризиса.

Общепринятым в большинстве стран мира является участие государства в установлении обязательных предписаний по поведению хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночных отношений, формирование механизма экономического регулирования, поддержки и стимулирования, эффективное выполнение своих обязанностей как собственника государственного имущества, функционирующего на рынке наряду с другими субъектами права собственности.

Так, в США в последние годы (до 2001 г.) приняты меры по повышению роли исполнительной власти в регулировании экономического развития. Для этого по всей стране был проведен глубокий анализ работы органов власти, который выявил серьезные недостатки в организации и управлении государственной машиной. В результате комиссией под руководством вице-президента США была составлена специальная программа улучшения работы правительства в сфере экономики и его удешевления. Эта перестройка предусматривала опору на соединение устойчивой государственной власти с динамизмом и эффективностью предпринимательского подхода к управлению и администрированию при усилении регулирующих функций. Каждая структура власти должна соизмерять достигнутые результаты работы со степенью удовлетворения потребностей налоговиков. Для достижения этих целей были специально разработаны "Стандарты оказания услуг американскому народу», в которых выделяются и подробно анализируются основные группы американского общества, определяются их конкретные интересы и соответствующие требования к государственной власти.

Одной из групп, относящихся к сфере бизнеса, предусмотрено оказание технологической помощи, помощи информационном обеспечении и т. д. Перед структурами задействованными в сфере космоса, поставлена задача разработки программы активного продвижения в сферу бизнеса коммерческого потенциала сконцентрированных у них технологий и т. д.

В Японии и в настоящее время, через 40—45 лет после завершения формирования корпоративного звена промышленности, полного развертывания рыночных отношений и конкуренции в составе правительства, действуют 20 управляющих органов по решению проблем промышленной политики и 34 правительственных органа по отраслям промышленности (отделы и департаменты).

Главный урок для нашей экономики состоит в том, что рынок требует соблюдения строгих правил и четкой организации, наказывая за беспредел.

Решение задачи по созданию благоприятного предпринимательского климата в России требует коррекции форм государственного вмешательства в экономику, отказа от избыточного бюрократического регулирования и повышения эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо.

В новых законодательных актах и в проектах (планируется около пятнадцати законопроектов в помощь частному бизнесу) Правительства РФ предусмотрено осуществить дерегулирование экономики — обеспечить ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственно-финансовой деятельности, о защите предпринимателей при контрольных проверках госорганами и др.

Решение этой основной задачи по оптимизации баланса взаимоотношений частного предпринимательства и государства требует осуществления следующих мер:

- снижение барьеров входа на рынок;

- устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности;

- обеспечения согласованности действий федеральных и региональных органов власти.

"Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" и в новых законодательных актах в целях устранения барьеров входа на рынок предусмотрено:

1. упростить процедуру регистрации юридических лиц.

2. резко сократить перечень лицензируемых видов деятельности, сделать его исчерпывающим. В дальнейшем в нашей стране целесообразно лицензирование замещать, где это только возможно, стандартизацией, аккредитацией независимой потребительской экспертизой.

С 2001 г. вводится единый порядок лицензирования на всей территории РФ. Одновременно предусмотрено унифицировать объем и формы документации, предоставляемой в местные и региональные инстанции при регистрации, лицензировании видов бизнеса и контроле качества поставляемых товаров и услуг;

3. упростить процедуру согласования инвестиционной документации (экспертизы). Инвестор должен подавать документы в территориальные управления единой экспертно-согласующей инстанции. На данную структуру возложена задача подготавливать полный пакет документов по согласованию, заниматься перепиской и получением согласований со всеми специализированными согласующими органами. Срок согласования (включая проведение всех необходимых по закону экспертиз) должен ограничиваться шестью месяцами. Сейчас законодательно подтверждено право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения порядка проведения экспертизы (невыдачи заключения в установленный срок и т. п.). Здесь необходимо подчеркнуть, что важное значение имеет введение принципа "одного окна" и в деле регистрации сделок с недвижимостью.

В новых законодательных актах предусмотрено устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности путем осуществления ряда мер:

• добиться упрощения системы формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности;

• значительно уменьшить число органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности предприятий и применять против них санкции внесудебного характера;

• улучшить и четко организовать работу контрольных и регулирующих органов, исключить практику дублирования проверок;

• ограничить ведомственное нормотворчество.

Основных направлениях ставится задача по разработке программы по дерегулированию экономики и осуществлениюв рамках этой программы системы мер: создать правительственную комиссию по устранению административных барьеров в процессе развития предпринимательской деятельности;

проводить ревизии существующих нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность организаций (предприятий);

разработать законодательные акты, в которых четко сформулировать права хозяйствующих субъектов по вопросам обжалования процедуры проведения и результатов проверок;

предусмотреть разделение регулирующих и надзорных органов и т. п.