Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении таких информационных процессов, основываются на следующих правах и обязанностях их участников:
право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения (все участники этих процессов);
право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);
обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.
Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения.
Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.
В области информационной безопасности основными объектам защиты являются:
интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);
демократия, знания и духовные ценности общества;
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;
информация как интеллектуальная собственность;
документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность;
машинные носители с информацией;
базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;
программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства.
Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.
Информационные отношения данной группы основаны на следующих правах и обязанностях их участников:
право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;
право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;
право на защиту интеллектуальной собственности;
право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;
право на защиту информационных прав и свобод;
ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;
обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;
ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.
Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера.
Заключая рассмотрение содержания информационного правоотношения, следует отметить следующее.
Анализируя информацию как объект правоотношений[33], нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу, которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом[34].
Такую информацию можно разделить на три группы:
1) информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения;
2) информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в том числе и в информационной сфере. Например, информация, которая содержится в нормах права;
3) информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характера, или массовая информация, предназначенная для информирования населения.