Качество управленческих решений
Сущность и классификация управленческих решений
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Лекция 8 (Тема 9)
♦ Сущность и классификация управленческих решений
♦ Качество управленческих решений
8.3. Разработка управленческих решений
♦ методы разработки, принятия и оптимизации
Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются основным продуктом его деятельности. Важность разработки и принятия решений раскрывается в высказывании М. Мескона: «Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализуем их через других людей»1.
( 1Управление — это наука и искусство...)
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Все аспекты управленческой деятельности связаны с разработкой и принятием решений. Тот, кто не умеет принимать решения, тот не умеет управлять.
Понятие управленческого решения носит многоаспектный характер:
• решение определяется как выбор альтернативы;
• решение представляется как продукт управленческого труда;
• решение рассматривается как ответ на проблемы управления.
Соответственно решение следует понимать и как процесс (комплекс этапов по изучению ситуации, анализу и обработке информации, выработке и оценке альтернатив и т.д.), и как вид деятельности (определенная работа руководителя), и как подлежащее исполнению конкретное действие, команду (приказ, распоряжение). Сущность управленческих решений в практической сфере определяется совокупностью выделенных аспектов.
Разработка и принятие решений основывается на нескольких подходах:
• технократический — технико-экономическое обоснование решения;
• гуманистический — реализация человеческого потенциала;
• стратегический — выработка и реализация стратегии организации;
• программно-целевой — разработка программ достижения поставленных целей и их последовательное осуществление;
• проблемно-ориентированный — ориентация на эффективное решение проблем управления;
• инновационный — внедрение современных достижений и технологий.
Кроме того, в процессе разработки и принятия решений в полной мере реализуются рассмотренные ранее системный, процессный и ситуационный подходы.
Управленческие решения включают следующие элементы:
субъект решения — это управляющая подсистема (лицо или орган, принимающий решение);
объект решения — это управляемая подсистема, на которую направлено решение. Различают две группы объектов:
• внутренние по отношению к предприятию (ассортимент товаров и услуг, персонал, финансы, технологии, транспорт);
• внешние (потребители, конкуренты, поставщики, партнеры и др.);
предмет решения — содержание (функциональная область) решения.
Управленческое решение представляет собой концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, включая постановку цели, анализ ситуации, формулировку проблемы и др. Поэтому в широком смысле процесс принятия решений отождествляется со всем процессом управления.
Необходимость принятия и реализации решений связана с осуществлением ключевых функций управления (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При выполнении каждой функции принимается соответствующая совокупность управленческих решений, представляющих собой ответ на многочисленные вопросы.
Управленческие решения могут выражаться в различных формах:
• формы разработки — указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение и др.
• формы реализации — предписание, разъяснение, убеждение, беседа, личный пример, обучение, совет, совещание, заседание и проч.
Практика управления связана с большим объемом решений, всю совокупность которых можно классифицировать по следующим направлениям:
— уровень управления — высшие, средние, низшие;
— содержание — экономические, социальные, кадровые, инновационные, финансовые, технические, технологические;
— масштаб воздействия — общие и частные;
— источник воздействия — централизованные и децентрализованные;
— глубина воздействия — одноуровневые и многоуровневые;
— цели управления — оперативные, тактические, стратегические,
— форма подготовки — единоличные, коллегиальные, коллективные;
— сложность — стандартные, бинарные, многовариантные, инновационные;
— вероятность реализации — детерминированные и стохастические;
— способ принятия — уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные;
— степень определенности ситуации — принимаемые в условии определенности, риска и неопределенности;
— процесс принятия — запрограммированные, незапрограммированные, компромиссные.
В управленческой практике следует сочетать различные виды управленческих решений и выбирать наиболее оптимальный вариант на основе анализа и оценки конкретной ситуации.
Управленческие решения обладают следующими свойствами:
• социально-экономическая природа;
• альтернативность;
• ситуативность;
• осознанность;
• целевая направленность;
• активизирующая, организующая и стимулирующая сила;
• реализация «чужими руками»;
• ответственность.
Все свойства дополняют друг друга и проявляются комплексно.
Эффективность управленческого решения зависит от его качества, которое означает соответствие совокупности следующих требований:
• научная обоснованность — использование научных подходов, экономико-математического обоснования для аргументации решения,
• объективность — отражение достоверной информации, характеризующей реально сложившуюся ситуацию, соблюдение требований объективных экономических законов и закономерностей;
• непротиворечивость — согласованность всех решений между собой;
• правомерность — соответствие решения правовым нормам и регламентам;
• полномочность — соответствие решения полномочиям принимающего его должностного лица;
• оперативность — своевременность разработки и реализации решения;
• стабильность — отсутствие частых корректировок;
• гибкость — корректировка решений в соответствии с изменениями ситуации;
• реалистичность — соответствие решения реальным возможностям и ресурсам организации;
• форма изложения — четкость, конкретность, точность изложения, необходимая и достаточная полнота содержания;
• экономичность — достижение поставленной цели с наименьшими затратами (превышение полученного от реализации решения дохода над расходами по его разработке и принятию);
• результативность — обобщающий показатель качества управленческого решения, который отражает эффективность достижения поставленной цели в целом.
Факторы качества управленческих решений формируются в зависимости от множества параметров: методические и методологические основы разработки решения, его информационное, техническое, програмно-лингвистическое, финансовое, кадровое, организационно-правовое обеспечение, субъективные факторы и др. В системном виде и показаны на рис. 9.1.
Оценка качества управленческих решений может осуществляться t основе различных методик. Например:
I. Коэффициент результативности А(выражается в пунктах, %, ед.):
(9.1)
где
Р — фактически достигнутый результат решения;
Р — ранее запланированный результат.
При к> 1 результативность решения признается положительной,
При к < 1 результативность решения оценивается неудовлетворительно.
2. Коэффициент качества управленческих решений Кк:
(9.2)
где
УРВ — выполненные (качественные) управленческие решения;
УР — невыполненные (некачественные) управленческие решения;
УРП — общее число принятых решений.
Цель управления | Ситуация | ||||||||||||||||||
Методология разработки | • | Организация управления | |||||||||||||||||
Проблема | |||||||||||||||||||
Конкретные методики разработки | Квалификациия кадров | ||||||||||||||||||
Организация разработки | Качество управленческого решения | Механизм управления | |||||||||||||||||
Информационное обеспечение | • | Методы управления | |||||||||||||||||
Субъективные факторы оценок | Социально-психологический климат | ||||||||||||||||||
Время разработки | Время осуществления | ||||||||||||||||||
Рис. 9.1. Факторы качества управленческих решений
Коэффициент качества управленческих решений признается высоким при условии: Кк —> 1.
Расчеты результативности решений носят условный характер, так как при их оценке важны также организационные, социальные, психологические критерии, которые не могут быть формализованы. Важно, что показатели качества решений закладываются в процессе подготовки решения, а оцениваются после его реализации.