Структура этики. Моральное сознание и практика.
Варианты структуры морали.
Мораль. Концепции ее происхождения.
Содержание терминов.
Происхождение терминов.
I. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ.
Тема 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ».
1. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, гнездо. Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевный качеств, свойств характера человека – этических добродетелей.
Этические добродетели следует отличать от:
Ø природных аффектов – свойств тела (страх и т.п.);
Ø дианоэтических добродетелей – свойств ума (память и т.п.).
Этикой Аристотель называл:
Ø совокупность этических добродетелей;
Ø особую науку, область философского знания.
Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон):
Ø moralis – моральный (этический);
Ø moralitas – мораль (этика);
Ø моральная философия (этика как область знания).
Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:
· согласовании интересов людей, их действий;
· определении обязанностей людей перед другими членами общества;
· соблюдение определенных норм поведения и т.д.
В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получили теоретическое обоснование. Первая систематическая работа – «Никомахова этика» - была написана Аристотелем в IV в. до н.э.
Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.
2.В общекультурной лексике слова «этика», «мораль», «нравственность» взаимозаменяемы.
В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:
Ø этика – наука, область знания;
Ø мораль (нравственность) – предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:
Ø мораль – субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;
Ø нравственность – объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).
Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.
Несмотря на то, что этика – устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны. Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.
Тема 2: ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.
1.Этика – наука, область знания, предметом которой является мораль. Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:
Ø гармонизация структуры общества;
Ø согласование интересов членов общества, их действий;
Ø определение взаимных обязанностей членов общества и т.д.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.
Мораль – это:
Ø совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
Ø универсальная форма отношений людей в обществе.
Выделяют три типа теорий происхождения морали.
Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:
· божественном происхождении морали (религиозная мораль);
· «априорной сущности» морали (идеи И.Канта);
· «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон) и др.
Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:
· биологическую заданность нравственных свойств людей;
· эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).
Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л.Фейербах (XIX в.), Э.Фромм (ХХв.).
Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:
· теорию антропосоциогенеза;
· диалектико-материалистическую теорию этики;
· теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.
2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:
Ø нормативный (изучение морали как системы предписаний);
Ø философский;
Ø личностный (изучение морального сознания индивида);
Ø биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне);
Ø социологический (изучение роли морали в обществе);
Ø психологический (изучение психологических механизмов морали).
Элементами структуры морали являются:
Ø сознание (убеждения, намерения и пр.);
Ø деятельность (поступки);
Ø взаимоотношения между сознанием и деятельностью;
Ø нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т.п.);
Ø нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;
Ø нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т.п.);
Ø нравственные идеалы (цель развития личности);
Ø высшие моральные ценности (свобода, счастье и т.п.), общечеловеческие моральные ориентиры.
Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества).
Тема 3: СТРУКТУРА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.