Принцип единства исторического и логического


Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к целостному, всестороннему воспроизведению предмета в мышлении и полноте содержания.

Подобрать пример

Этапы, стадии восхождения:

1. в исходном пункте процесса познания предмет познания предстаёт перед человеком (исследователем) как эмпирический факт, т.е. как нерасчленённое, конкретное, целое, воспринимаемое непосредственно.

2. конкретная целостность (эмпирический факт) в процессе познания подвергается анализу, расчленению на абстрактные моменты.

Таким образом, получается, что процесс познания начинается с абстрагирования, но он не завершается выделением абстрактных определений предмета.

Гегель вкладывал следующий смысл в слово «абстрактный» - это односторонне познанный.

3. синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета.

Здесь исследуемый предмет вновь предстаёт перед нами в своей целостности, но это целостность иного вида: в результате анализа и его последующего синтеза достигается теоретическая интерпретация (выражение) исходного эмпирического факта в его конкретной целостности. Именно на этом (третьем) этапе достигается цель познавательской деятельности как таковой, поскольку теперь мы знаем предмет как бы изнутри, т.е. во всём многообразии взаимосвязей его отдельных сторон.

Процесс квалификации конкретного деяния в качестве преступного представляет собой процесс восхождения от абстрактного к конкретному.

Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого человеческое мышление усваивает себе конкретное».

Реализован в «Капитале» Маркса.

Историческое- это реальный процесс становления и развития изучаемого объекта (например, капитала).

Логическое - это теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и соотношениях.

Суть принципа: логика объекта - это история становления данного объекта, но представленная в её основных существенных и закономерных соотношениях.

Объяснение объекта (предмета) в свете этого принципа означает теоретическую демонстрацию необходимости возникновения этого объекта.

Только тогда, когда случайные и неповторимые исторические формы генезиса объекта становятся необходимой формой логического движения (т.е. формой теоретического мышления об этом объекте), достигается действительное единство логического и исторического.