IV. Матричная форма организации


 

Предполагает наличие двух ветвей власти - менеджеров бизнес-проектов и функциональных менеджеров. Бизнес-проект может быть привязан к разработке конкретного товара, региона, сегмента рынка и т.п. и ограничен во времени. Для его успешной реализации и формируются специальные группы профессионалов на горизонтальных уровнях, каждый из которых несет ответственность за определенное стратегически важное направление. Наиболее характерна для крупных компаний, диверсифицированных в различные отрасли и реализующих свои товары на разных рынках.

Рис. 3.15 - Матричная форма организации

 

Основные преимущества:

• уделяет особое внимание каждому перспективному направлению стратегического развития;

• обеспечивает эффективную координацию и согласование принимаемых решений;

• способствует приобретению менеджерами опыта и навыков решения в компании проблемных задач.

Основные недостатки:

• очень сложно управлять;

• разделение ответственности затрудняет работу и приводит к нерациональным затратам времени;

• способствует развитию бюрократии.

Наиболее популярной на сегодня в России является несколько устаревшая организационная структура отдела сбыта с учетом маркетинговых функций. Это объясняется прежде всего тем, что основной задачей подобных служб предприятия является ведение коммерческих переговоров о реализации продукции и «выколачивание» средств из задолжавших клиентов. Именно работники данных служб создают многоуровневые бартерные сделки, договариваются о взаимозачетах, ищут заказы и др., - т.е. обеспечивают выживаемость предприятия в сложных условиях нестабильности экономики, ускоряют «оборачиваемость средств».

Рис. 3.16 - Матричная форма организации в группах

 

Реальная схема организации службы с учетом ряда маркетинговых функций, реализованная на Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Думается, что в условиях перехода к рынку данный постепенный подход к организации в последующем самостоятельных отделов маркетинга вполне оправдано, поскольку исключает коренную ломку устоявшихся мировоззрений.

Промежуточные этапы позволяют выявить наиболее значимые для конкретного предприятия функции и задачи маркетинга и сориентировать под них в будущем соответствующие отделы.